будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Госдума Росмолодежь
Июнь 21, 2025
Страна

Молодежь вне политики

Молодежь вне политики
molodezh-1
Фото: ikirov.ru

Есть такая тема, о которой российские государственные мужи периодически вспоминают и даже очень любят вспоминать, но к которой как-то конкретно подступиться никак не получается. Нет, конечно можно сказать, что таких тем 90 процентов, а остальные сосредоточены в сфере распределения больших денег и добычи полезных ископаемых, но это наветы. Есть сферы, где говорится неимоверное количество слов, производится множество телодвижений, но на выходе получается некая внятная констатация — мы сделали то-то и то-то и добились/не добились некоего результата. Он измеряется такими-то показателями, а провалы объясняются тем-то и тем-то. Таких сфер в госуправлении большинство.

Но все не совсем так, когда люди ответственные заводят речь о том, что по традиции принято называть «молодежной политикой». Формулировка «принято называть» тут употреблена потому, что такой политики в России не существует. Зато есть масса имитационных инициатив на тему.

Депутаты тут в очередной раз темой озаботились. Как пишут «Известия», В думском комитете по физкультуре, спорту и делам молодежи разрабатывают закон о молодежной политике, который считает молодежью граждан в возрасте от 14 до 35 лет. Им гарантируются, по словам главы профильного комитета Игоря Ананских, льготы при поступлении в вузы, приеме на работу, участии в общественной деятельности, а также субсидии на жилье.

Проблема в том, что сегодня всякие программы по поддержке молодежи по преимуществу отданы на откуп регионам и потому они сами устанавливают возраст, от которого гражданам положены льготы. И возраст этот от региона к региону может составлять от 27 до 30 и более лет. Но единой планки нет. Депутаты хотят это исправить и все унифицировать.

Наверно, недурное решение. Тут же, правда, возникает вопрос: за чей счет банкет? Откуда регион, где еще недавно льготы на, к примеру, жилье, полагались людям только до 27 лет, возьмет средство, если число претендующих на такие льготы автоматически расширится, скажем, в два раза? Конечно такие мелочи депутатов могут и не волновать или у них есть на этот счет какие-то соображения, но вопрос возникает.

Нет особого единства и на предмет этой условной планки в 35 лет. Она, например, была зафиксирована, когда власти в лице Дмитрия Медведева (еще в бытность его «преемником Путина») расширили рамки программы «Молодой семье — доступное жилье». А вот министр образования Дмитрий Ливанов (в новом кабинете Медведева молодежь курирует Минобразования, а не Минспорта, как раньше) на Конференции министров по делам молодежи государств - членов Совета Европы год назад заявлял, что молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет в России около 36 миллионов человек, это почти четверть населения страны. То есть отнес к молодежи только тех, кому нет 30-ти.

Бог его знает, когда кончается молодость. У древних римлян «молодость» кончалась где-то в 30-32 года, с 17 до 24 — это были «юноши», потом - «молодежь». В общем примерно как и сейчас в России. У нас, в нашем формально демократическом обществе можно, кажется, отсечку проводить по предоставлению молодому человеку тех или иных прав. В армию его забирают в 18, с этого же возраста позволяют голосовать и покупать спиртное. То есть это отсечка окончания детства и вхождение в самостоятельную жизнь (хотя постоянно раздаются странные предложения о повышении возраста, с которого продается спиртное). С 21 года человек получает и пассивное избирательное право — может даже стать депутатом Госдумы. А вот президентом можно стать только с 35 лет — так что 35, по мнению государства российского, - это уж точно возраст, с которого человек не только осознает свою ответственность перед обществом и законом, не только может определять какие-то направления государственной политики, но и может их самостоятельно формулировать в интересах общества. Ну то есть он становится окончательно взрослым.

Однако проблема молодежной политики уж точно заключается не в определении точной грани молодости. Проблема «грани» - это технический вопрос, а ведь есть еще и вопросы сущностные. Скажем. Такой — в России просто нет молодежной политики. Например, не существует государственной концепции этой политики.

 
Скучающая молодежь на  «Селигере-2013». Фото: newyouthpolicy.org

Есть концепции миграционной и межнациональной политики, где-то в недрах администрации президента все вызревает концепция по патриотизм, Елена Мизулина сотоварищи предлагала уже свой вариант концепции семейной политики (правда, есть ощущение, что его судьба будет незавидной). А вот ничего подобного в сфере молодежной политики не разработано.

Это при том, что специальный государственный орган — Госкомитет по делам молодежи, затем Федеральное агентство — был создан еще в 2007 году. За шесть лет деятельности никакой внятной программы, что орган собирается с молодежью делать, он так и не представил.

«Миссия органа», как это говорится на сайте агентства, в следующем: «Агентство рассматривает молодежь как главный ресурс развития страны в XXI веке, и именно на этом убеждении строит свою работу. Росмолодежь - оператор этого важнейшего стратегического ресурса, наиболее ценной части человеческого капитала страны. Именно на улучшение его качественных и количественных характеристик направлена осуществляемая Агентством государственная молодежная политика. Росмолодежь призвана создавать возможности для молодого поколения и координировать усилия для создания условии его самореализации». Не очень понятно, что под этим подразумевается на практике.

 

Вот почти каждый год первое лицо посещает и освящает своим присутствием устраиваемый агентством молодежный форум «Селигер» - собственно главный федеральный проект агентства - и какие из этого следуют выводы? После последнего посещения Владимир Путин утвердил по итогам ряд поручений числом три штуки: 1) «проработать вопрос о создании инфраструктуры, обеспечивающей круглогодичное проведение Всероссийского молодёжного форума «Селигер», 2) «представить предложения по совершенствованию механизмов выявления и блокировки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» экстремистских материалов», 3) «изучить вопрос о проведении в Российской Федерации Года волонтёра». Глобальные вопросы форум перед президентом поставил! 

 
Тимур Прокопенко

В Администрации президента дела обстоят никак не лучше. Там вроде бы занимается молодежью Тимур Прокопенко, но особого результата этой деятельности тоже не видно. К тому же в администрации традиционно под «молодежной политикой» понимают не то, что понимают в правительстве. Для управления по внутренней политике «молодежная политика» - это участие молодежи в политической  и общественной жизни страны. НКО, партийные молодежки, гранты молодым политикам и соответствующие мероприятия. Управление, как говорил источник «Коммерсанта» в АП в момент создания, «будет курировать и взаимодействовать по всему спектру с молодежными организациями — как с политическими, так и неполитическими, добровольческими, студенческими».

Не задумались о разработке программного документа ни в Министерстве спорта, что курировало молодежь до 2012 года, ни в Минобразования, что получило эту сферу в управление полтора года назад. И вроде бы понимание важности проблемы есть. На упомянутой уже встрече в 2012 году Ливанов говорил: «Наиболее актуальными задачами мы считаем следующие: первая - создание условий для вовлечения молодых людей в различные социальные практики, чтобы они были уверенными в своих силах и были востребованы в обществе. Вторая задача - развитие личности, приобретение профессиональных и личностных компетенций. Третья - формирование ценностей, среди которых - воспитание семейных ценностей, толерантности и взаимоуважения».

 
Александор Страдзе

Но никаких внятных, концептуальных, отличных от точечных инициатив и программ так предложено и не было. Даже профильным департаментом руководит в министерстве человек. Несомненно, компетентный, но не совсем в молодежной политике. Александор Страдзе — прекрасный, насколько можно судить, специалист, преподаватель, тренер. Но именно в части подготовки спортивных кадров, системы организации дополнительного обучения и физического развития юношества. Все вот это вот «от 20 до 35» - это вообще-то не совсем для Минобразования вообще.

«До последнего времени в молодежной политике существовал большой крен в сторону мероприятийного подхода. И он был не всегда оправдан. Каждое мероприятие должно нести цель и иметь определенный результат. Признаемся честно, далеко не всегда они были результативны. И я не совсем понимаю, почему должно быть зафиксировано какое-то количество мероприятий в год по молодежной политике. Зачем? Для отчета? Как этим критерием (мероприятием) можно проверить результат работы целого ведомства? По моему мнению, основная работа с молодежью должна происходить в регионах. Чтобы каждый молодой человек понимал, насколько он включен в развитие своего региона», - рассказывал Страдзе «Независимой газете» год назад. Звучит разумно, но опять-таки неясно — а что за молодежь вообще государство хочет видеть и что для этого пошагово собирается предпринять?

А без понимания куда двигаться можно заявлять хоть миллионы инициатив, проектов, но сложно сделать что-то концептуальное. И как бы здраво или, наоборот, откровенно идиотски не звучали отдельные заявления отдельных чиновников и политических деятелей, но никакой «политики» от этого не возникнет. Набор мероприятий и проектов по освоению бюджета, ряд успешных проектов по поддержке конкретных вещей, но ничего в целом. Кажется, что люди государственные просто не понимают, зачем эта молодежь и что с нею делать. Может, оно и к лучшему. А молодежь покамест самостоятельно подрастет без них.

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).