Обитель, в которой, согласно данным СМИ, издевались над учениками школы-пансиона, постигла череда отставок. В частности, уволен духовник. Издеваться над детьми, разумеется, очень плохо. Однако, если взглянуть на проблему иначе, становится понятно, что внегосударственная, общественная деятельность в России возможна только по узкому кругу тем. В остальном — начиная от воспитания и заканчивая пропагандой — имеется государственная монополия. И «входной билет» на этот рынок отсутствует в принципе.
Архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий принял целый ряд кадровых решений в связи с конфликтной ситуацией вокруг Боголюбского монастыря, откуда недавно сбежали двое воспитанников. Своим распоряжением, текст которого был передан в субботу в "Интерфакс-Религия", правящий архиерей отправил на покой с правом проживания в Боголюбской обители ее духовника архимандрита Петра (Кучера).
Кроме того, монахиню Георгию (Курчевскую) архиепископ освободил тем же распоряжением от исполнения обязанностей настоятельницы Боголюбского монастыря, отметив необходимость назначения в обитель новой настоятельницы "в соответствии с нормами устава Русской православной церкви и требованиями российского законодательства". Главный критик монастыря священник Виталий Рысев освобождается от должности благочинного Суздальского района и директора епархиальной школы-пансиона в Суздале с сохранением должности настоятеля Михаило-Архангельской церкви Суздаля.
Как ранее сообщалось, в прошлом месяце из Боголюбского монастыря Владимирской области сбежали две несовершеннолетние воспитанницы бывшего приюта при этой обители. Девочки обвинили в истязаниях ряд воспитателей. На основании их показаний были возбуждены уголовные дела. Год назад в Боголюбово случилась аналогичная история: убежавшая тогда из монастыря Валентина Перова также рассказала о жестоком обращении с ней. Эта история имела широкий общественный резонанс.
Проверка, проведенная Генпрокуратурой, Общественной палатой и патриархией, выявила ряд нарушений в деятельности приюта, и приют был закрыт. Часть детей, находившихся там, отправили в суздальскую школу-пансион, некоторых забрали родители, другие стали жить в расположенных недалеко от монастыря частных домах, которые принадлежат духовным чадам духовника обители архимандрита Петра (Кучера).
История с «истязаниями» детей в монастыре показательна в двух основаниях. Первое: Церковь пытается воспитывать граждан, но у нее почему-то не очень это получается. И в силу невысокой образованности значительного числа ее служителей (некоторые из которых имеют довольно дикие представления о реальности), и в силу плохой организации миссии, и в силу довольно скептического отношения граждан и властей к церкви при громком публичном одобрении и уверениях в лояльности.
Последнее в контексте скандала с монастырскими воспитанниками кажется важнее прочего. Представители власти уверяют, что РПЦ важна для них. Чиновники самого высокого ранга посещают православные службы (правда, в основном по большим праздникам). А государство даже проводит частичную реститутцию церковного имущества — никакая другая институция или собственник такого не добились. На деле выходит, что госорганы регулярно отказывают церкви в праве кого-то воспитывать.
В этом же контексте вспоминается и дело «доктора» Бычкова, «лечившего» наркомановт наркомании посредством приковывания наручниками. С точки зрения прогрессивной общественности, истории вполне релевантные — дикие люди издеваются над людьми с сомнительными целями. То, что цели не столь сомнительны, более сомнительны результаты и методы — прогрессивную общественность нимало не смущает. Осуждается все вперемешку — сам Бычков, наркомания, лечение наркомании, вплоть до завода, на котором выпускаются наручники.
Если же посмотреть на ситуацию с позиций государственных, картина является иная. Некие люди или институции пытаются выполнять функции, которые традиционно выполняло государство. Призрения, обучения, лечения, насилия. На это государство им говорит «не трожь, это наше». Таким образом обозначая сферу деятельности гражданского общества. Оно — гражданское общество — не знает как лечить, учить etc, в силу своей дезорганизованности, граничащей с преступлением (что считать преступлением тоже, кстати, государство устанавливает, граждан туда тоже не допускают).
Только государство, как считают его агенты, ЗНАЕТ процедуру лечения, гадания, спасения душ. Все прочие (включая церковь) работают в силу соответствия их методов с государственными. Разговор и в случае Бычкова, и в случае запрета на церковные приюты может вестись и в наклонении «а почему они существуют». Понятно почему: госорганы не в силах исполнять те самые функции, где появляется общество. Правда истинная — общество и частный бизнес часто не лечит, а калечит, но государство, по причине монополии его на все и вся, калечит существенно чаще.
Грубо говоря: в России существует запрос на качественно иное медобслуживание, образование, правоохрану и т. д. Существует в этой сфере и рынок госуслуг, которые предоставляются некачественно и за деньги, пускай и небольшие. Существует мизерный частный сегмент этого рынка, однако там услуги супердорогие. Промежуточного среднеценового сегмента рынка не существует — его занимают, по преимуществу, мошенники (знахари в сфере здравоохранения, например). И вот когда общество на свою голову решается на этом рынке занять позицию (пусть и неприбыльно, но надо), тогда ему объясняют, что «мест нет». Так бывает и в случае реальных нарушений прав граждан, и в случае просто нарушения госмонополии. Достаточно вспомнить шумную историю с Тарусской больницей.
Если кто забыл: 29 февраля 2008 года в Тарусе на благотворительные средства меценатов (Благотворительный фонд «Общество помощи Тарусской больнице») усилиями врача Максима Осипова открылся Межрайонный кардиологический центр, после чего 3 марта того же года разгорелся скандал в связи с увольнением главврача больницы Ирины Витальевны Олейниковой по немотивированному распоряжению заместителя главы администрации Тарусского района Андрея Борисовича Крюкова. Чиновники обвинили врачей, что те расхитили деньги, переданные им спонсорами, в то время как сами же спонсоры возражали им, что больнице передавалось только оборудование, лекарства и стройматериалы для ремонта — но никаких наличных денег. В больнице был произведен обыск, а врачей депутаты обвинили в «работе на ЦРУ». Дело получило большой резонанс. Общественность была взбудоражена, высказывая удивление дотошным интересом чиновников к чужим благотворительным деньгам (упоминалось, в частности, слово «откаты»[24]). Дело взял на контроль губернатор Калужской области Анатолий Артамонов, который объявил выговор министру здравоохранения области, уволил зама по нацпроектам и главу администрации Тарусского района Юрия Нахрова.
То же происходит и с Бычковым. «Губернатор (Свердловской области Мишарин — Полит.ру) сообщил, что уже обратился с просьбой в Общественную палату региона, в Ассоциацию юристов с просьбой инициировать внесение необходимых изменений в действующее законодательство и облегчить работу тех, кто действительно помогает людям справиться с этой чумой», - сообщается на сайте главы региона по итогам субботней встречи с рядом известных представителей интернет-сообщества. Мишарин пообещал привлечь к борьбе с наркотиками и «Город без наркотиков». То есть государство может иногда делиться и позволять кому-то участвовать в работе по спасению людей. Но редко, и после большого общественного давления. Ну или там, где оно совсем уж бессильно.