будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Построение вертикали
Июль 4, 2025
Страна
Николаев Антон

Московские выборы – репетиция всероссийского послушания

Параллельно с президентскими выборами в Москве пройдут довыборы в Мосгордуму. Четыре места вакантны – именно столько депутатов Мосгордумы избрали в федеральный парламент. Известно, что мэрия кровно заинтересована, чтобы эти вакантные места были заняты депутатами от “Единой России”. Всплеску интереса предшествовал редкий для городского парламента скандал при принятии бюджета Москвы на 2004 год. По настоянию московского правительства, бюджет принимался без обсуждения депутатских поправок. Однако на этот раз власть несколько переоценила степень лояльности ручного парламента – законопроект был “протащен” с преимуществом всего лишь в два голоса. Напомним, что 33 из 35 депутатов Мосгордумы избраны по так называемому “списку четырех”, поддержанному мэрией.

Кроме довыборов в Мосгордуму 14 марта состоятся выборы в органы местного самоуправления – на этой площадке также будут попытки ввести партийную дисциплину. По словам депутата Мосгордумы Дмитрия Катаева, всем муниципальным чиновникам, желающим воспользоваться на выборах поддержкой властей, уже предложено вступить в “Единую Россию”. По сведениям Катаева, программа-минимум, которая стоит перед политтехнологами мэрии, - добиться, чтобы безусловно лояльны были 70% муниципальных чиновников.

Выборы в Москве, которые обещают остаться незамеченными на фоне президентских, на самом деле по-своему интересны. Парламентская кампания партии власти по сути была повторением той модели, которая отрабатывалась на выборах в городской парламент образца 1997 года. Именно тогда впервые была успешно реализована технология проталкивания партии власти при высокорейтинговом политике. Партией власти был “список Лужкова”, высокорейтинговым политиком – сам Лужков. На выборах 1996 года “проголосовавшие сердцем” москвичи отдали Юрию Лужкову без малого 90% голосов.

Закономерным образом сценарий выборов в Мосгордуму в 1997 и 2001 воспроизводился на федеральном уровне в 1999 и 2003 году соответственно. В 1997 году было создано парламентское большинство, лояльное московским властям. В 2001 – по сути беспартийный парламент – депутатам из лужковского “списка четырех” было предложено отказаться от партийной принадлежности, результатом чего стал массовый исход депутатов из фракции СПС.

Пока рейтинг Лужкова высок, можно с уверенностью говорить, что сложившееся положение вещей будет сохраняться. В этом смысле гораздо интереснее выборы в органы местного самоуправления – велика вероятность, что и здесь московские технологии будут обкатываться на федеральной поляне в последующие годы, когда вступит в силу козаковский закон о местном самоуправлении.

Согласно этому закону, местное самоуправление в городах федерального значения регулируется местными законами. Вступивший в силу еще в декабре 2002 года московский закон о местном самоуправлении практически устранил в городе этот институт. Согласно этому документу, каждый район в Москве имеет два параллельных органа – территориальный орган правительства Москвы – управа района с большим штатом – и органы местного самоуправления – муниципальное собрание, состоящее из выборных депутатов и муниципалитета с аппаратом человек в 10. В зависимости от устава у этих органов, их возглавляют либо один, либо два разных человека.

Мизерным полномочиям соответствуют мизерные бюджеты. В бюджете на 2004 год местному самоуправлению выделено лишь 0,2% средств. По данным Дмитрия Катаева, бюджет муниципального образования составляет порядка 6 млн. рублей в год (при том, что в каждом муниципальном районе живет в среднем порядка 70 тыс. человек). В основном эти средства уходят на содержание аппарата.

Лишение полномочий выборных районных органов встретило сопротивление у реальных политических партий. Городские отделения СПС, “Яблока” и КПРФ создали “Конгресс самостоятельных муниципальных образований”, который возглавляет уже упомянутый Дмитрий Катаев. В эту общественную организацию на сегодняшний день входят 13 образований с населением 800 тыс. человек.

С такой силой мэрии приходится считаться – именно благодаря ее активности в принятый в июле закон “О порядке подготовки и получения разрешений на строительство, реконструкцию градостроительных объектов в городе Москве” было внесено обязательное согласование с муниципалитетами отвода земельных участков под земельное строительство. Как мы уже писали, незаконное строительство в Москве – главная причина конфликта между городскими властями и горожанами. Но несмотря на то, что эта поправка была принята, она пока толком не действует. Во-первых, потому что закон обратной силы не имеет, так что принятые градостроительные решения под него не подпадают, а во вторых, потому что строительные фирмы, завязанные на мэрии, его игнорируют.

При этом органы местного самоуправления на конфликт с мэрией идут крайне неохотно. На выборах в районные собрания городские власти поддерживают глав бюджетных организаций — главврачей поликлиник, директоров школ — тех, кто сохраняет лояльность в обмен на финансирование подведомственных им заведений. Система достаточно подлая – любой нормальный директор школы, на котором лежит ответственность за детей, в первую очередь будет думать о них. На эту же удочку попадаются и избиратели – врач из соседней поликлиники или директор школы вызывает у них большее доверие, чем какой-то там руководитель товарищества собственников жилья. Всякий смотревший фильм про “Бриллиантовую руку” понимает, что управдом хуже директора школы. Однако от избирателей ускользает тот момент, что директор поликлиники – по сути государственный чиновник, а управдом представляет интересы жильцов.

У этой системы есть мощная подстраховка в виде созданной системы административной поддержки предвыборных кампаний. По словам председателя Межрегионального объединения избирателей Андрея Бузина, эта система была создана после удачных кампаний 1996 и 1997 года, проведенных под руководством Георгия Бооса. По данным Бузина, многие профессиональные технологи, участвовавшие в этих успешных кампаниях, после выборов стали заместителями префектов. Была налажена пропагандистская система – районные газеты, локальные кабельные сети, которые во время выборов работают в интересах мэрии. В крайних случаях могут подсыпать голоса. Ответственность за проведение предвыборных кампаний обычно лежит на префектах – по некоторым данным, отставка префектов трех административных округов была связана с незапланированной победой депутатов Николая Гончара и Михаила Задорнова. Можно предположить, что темная история с проигрышем Сергея Митрохина в Бабушкинском избирательном округе позволила зато кое-кому на рабочем месте задержаться.

Николаев Антон
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).