Назначения в московском правительстве почти закончились. Перетрясена структура, уволены одни министры и назначены другие. В части содержательной Сергей Собянин углубился в московские проблемы настолько, что добрался до метро. В первом интервью он обещал начать борьбу с пробками с общественного транспорта. И уже пообещал ускоренное строительство метро и, как водится, проверки Счетной палаты. «Чтобы не скучно было». Это решение — очередное аппаратное решение по раскольцовыванию собственности и вскрытию московской системы хозяйствования со стороны Собянина. В остальном — ускоренное строительство новых линий и введении оплаты метро посредством мобильного телефона - ничего нового нет. Пока Собянин занимает аппаратные и хозяйственные позиции, но не выдвигает инновационных способов решения московских проблем.
Стало веселее
"Чтобы не было скучно работать, предлагаю вместе с департаментом транспорта и Счетной палатой провести проверку работы метрополитена", - сказал Собянин по итогам обсуждения проекта плана мероприятий по повышению качества и безопасности перевозок на московском метро.
По словам мэра, после этой проверки стоит определиться с функцией заказчика строительства метро. Как сообщил "Интерфаксу" глава Счетной палаты Сергей Степашин, к нему обратился Сергей Собянин с просьбой проверить эффективность использования бюджетных средств и собственности московским метрополитеном и Мосгортрансом. "Сегодня эти проверки включены в план работы Счетной палаты России", - сказал Степашин.
Не было озвучено, что собирается делать метрополитен с иными накопившимися проблемами как то: обновление подвижного состава (закупки в кризис были сокращены вдвое), уменьшение шумности (она превышает нормы по экспертным оценкам вдвое). Зато глава метрополитена Гаев похвастался введением оплаты метро с мобильного телефона.
К «Мосметрострою», единственному подрядчику города и метрополитена по строительству метро, действительно имеются серьезные претензии по стоимости строительства — оно превышает стоимость строительства метро в странах Юго-Восточной Азии также более чем в два ( а то и в три) раза. По данным начальника московского метро Дмитрия Гаева, сейчас прокладка 1 км линий метрополитена стоит порядка 5 млрд рублей. (около 170 млн долларов).
Строительство метрополитена ускоренными темпами не решает проблему транспортного коллапса но увеличивает проблемы метрополитена. Уже сейчас в часы пик в вагон попасть практически невозможно или, по крайней мере, затруднительно. С введением новых станций проблема лишь усугубится. А в купе с собянинско-лужковскими инициативами по платности парковок в Москве и по платному въезду в центр города, следует ожидать дополнительной нагрузки на уже существующую систему метрополитена. Неясно, есть у властей представление, к чему может привести дальнейшая загрузка метро. "На сегодняшний день перегружены 8 линий метро из 12. Причем перегрузка составляет от 10 до 40 процентов", - пожаловался сегодня Дмитрий Гаев. У Гаева, впрочем, рецепт имеется — строить наземные ветки скоростного трамвая и третий пересадочный контур.
Все цифры, которые озвучивал Дмитрий Гаев не являются революционными — так говорили московские чиновники и раньше. Однако проверка Счетной палаты, озвученная публично (это стало быть и отчет будет публичным) — серьезная угроза слабо прозрачному транспортному хозяйству Москвы. Гаев — профессионал, да и отношения с Юрием Лужковым у него в последний год были не самые радужные (московское правительство инициировало объединение метрополитена и наземного транспорта в одну компанию, которое резко критиковал Гаев). Однако мало кто знает, что может сыскаться в обширном хозяйстве нехорошего, если аудиторы проведут серьезную работу.
Это может помочь в одном: раскольцевать непрозрачную схему управления денежными потоками (но не транспортными) в московском транспортном комплексе. Транспортную ситуацию проверками исправить не получится.
Занятие аппаратных вершин
В той же логике проводятся и иные решения Собянина. Префекты выведены из правительства, но будут принимать участие в заседаниях. Выведены из правительства и несколько глав департаментов — они лишились статуса министров. Другие главы департаментов - как новоназначенные Собяниным глава департамента земельных ресурсов Галина Браздникова, новый глава Москомнаследия Александр Кибовский, глава департамента здравоохранения Сергей Поляков, так и сохранившие свои посты глава департамента экономполитики Марина Оглоблина, глава департамента соцзащиты Владимир Петросян, глава департамента образования Ольга Ларионова — введены в правительство в должности министров.
Произведена зачистка правительства от лужковских кадров, преимущественно пенсионного возраста. Они заменены на московских же чиновников рангом пониже. Таким образом Собянин создает аппаратные рычаги для управления городским хозяйством. В части содеражательной — что преобразования в метро, что по решению проблемы наземного транспортного коллапса, что по градостроительной политике — пока ничего нового не заявлено. Новый движется в духе парадигмы Юрия Лужкова и использует (по крайней мере в риторике) наработки прежних управленцев. Сами отставники далеко не всегда отправляются в никуда. Глава департамента земельных ресурсов Виктор Дамурчиев (его Собянин уволил первым) сегодня назначен префектом Северо-Западного округа.
Очевидно, что кадры и схемы хозяйствования для нового мэра — первостепенной важности вопрос. Однако решение столичных проблем зависит не только от этих важных направлений (от честности исполнителей, их адекватности поставленным задачам, прозрачности хозяйственных отношений, инвентаризации), но и от смены парадигмы развития. Пока предлагается все тот же экстенсивный путь постепенного благоустройства территории с параллельным ухудшением ситуации на рынке жилья, транспортными проблемами, экологией, растущими ценами и прочими прелестями, что делают Москву неудобным для жизни городом. Остается надеяться, что, закончив чистку московских авгиевых конюшен, новое правительство подумает и о том, как в корне переломить неблагополучные тренды последних лет.
Тревожит, правда, быстрая адаптация старых решений проблем в собянинской риторике. Как бы тренды не победили волю к переменам.