Каждый год столичные мусульмане, как и их единоверцы по всему миру, отмечают два праздника — Ураза-байрам и Курбан-байрам, дни разговения и жертвоприношения соответственно. Настоящий приверженец ислама в этот день должен посетить мечеть. В Москве службы проводятся в четырех мечетях. В последней переписи населения вопрос о религии россиянам не задавался, однако число представителей национальностей, которые традиционно исповедуют ислам, приближается к 400 тысячам человек. При этом каждому москвичу понятно, что в реальности выходцев из мусульманских стран и регионов — в разы больше. Старший имам соборной мечети заявил сегодня, что в столице живет два миллиона мусульман.
Заметная часть мусульман пытается попасть в свои главные религиозные праздники к мечетям города, особенно популярна Соборная мечеть на проспекте Мира. В результате дважды в год десятки, а по некоторым оценкам — сотни тысяч мусульман фактически блокируют движение в районе Мещанской слободы. Что, в свою очередь, вызывает крайнюю раздражение у москвичей, которые к исламу никакого отношения не имеют, а иногда даже имеют строго негативное отношение.
Во время православной Пасхи столичный Мосгортранс и областной Мосавтотранс организуют множество временных маршрутов от станций метро до кладбищ. В результате, например, бывает сложно доехать от Речного вокзала до нужного района Химок, но на все окружающие кладбища можно попасть быстро и достаточно комфортно. В мусульманские праздники передвижение верующих от Соборной мечети до станций метро «Проспект Мира» и «Сухаревская» организуют разве что полиция и внутренний войска, которые далеко не всегда готовы подсказать, куда идти, так как сами не слишком хорошо ориентируются на местности. В результате «рыжая» ветка столичного метро оказывается переполнена, а в случае каких-либо эксцессов, заблокирован оказывается и сам проспект Мира, а также перетекающее в него Ярославское шоссе.
Для разгрузки существующих мечетей можно было бы построить новые, если бы это не было так затруднительно: местные сообщества всегда противодействуют их возведению, потому что боятся превращению дважды в год их районов в место паломничества мусульман. На сегодняшней проповеди в Соборной мечети старший имам Ильдар Аляутдинов заявил, что
Явное достижение столичных властей — урегулирование ситуации с забоем животных. Мусульмане в Курбан-байрам приносят жертву в память пророка Ибрахима, которому Аллах сначала приказал убить своего сына Исмаила, но в последний момент, когда все уже было приготовлено, позволил заменить его на ягненка. Некоторое время назад в Москве можно было наблюдать за тем, как забивают ягнят и баранов, однако в последние годы удалось добиться того, чтобы жертвенное мясо готовили в специально отведенных местах в Подмосковье.
Пока столичные власти и полиция предпочитают «не разжигать»,
Алексей Навальный, за которого проголосовали более половины избирателей на выборах Координационного совета оппозиции, опубликовал в своем блоге видео, на котором видно, как мусульмане прорывают полицейское оцепление и перекрывают шестиполосный проспект Мира. Довольно быстро было выяснено, что запись была сделана не сегодня, а в августе, когда мусульмане отмечали Ураза-байрам. Однако это не сказалось на позиции Навального. «Мне кажется, или я наблюдаю на этом видео явное неподчинение требованиям сотрудников полиции», — задался риторическим вопросом политик. Навальный напомнил, что по «болотному делу» «люди несколько месяцев под арестом сидят с обвинением "хватал металлический барьер и дёргал за него"».
Комментарий обозревателя «Полит.ру» Олега Попова
Главная конструктивная сила русских — в способности обволакивать все «пришлое» и делать подобным себе. Поэтому, на мой взгляд, не надо тратить здоровье на то, чтобы противостоять Курбан-байраму, а наоборот, следует устраивать общественный великий городской (московский) всенародный праздник, в котором Курбан-байрам будет только его частью.
Комментарий эксперта «Полит.ру» Алексея Муравьева
Напряжение, которое фиксируется невооруженным глазом, происходит, в основном, по причине подсознательного страха, ощущения собственной несамодостаточности. Задача, таким образом, сводится не к выращиванию какого-то возможного пространства для мусульман, а к организации правильного мироощущения для всех остальных.
Наиболее очевидное решение такой проблемы состоит в том, чтобы рассказывать о праздниках ислама не как о чужом, но как о преобразованном своем. Большинство исламских праздников имеет общую, ветхозаветную израильскую основу. Необходимо широкое просвещение, рассказывающее об этой основе. Нельзя говорить об исламе как о враждебной стихии. Это фундаментальная ошибка. Для власти важно не сосуществование, а понимание. Люди разных вер должны понимать друг друга, должны видеть общее светское пространство, в котором есть место всем.
Иначе говоря, вопрос массовых молений мусульман решается не через разграничение пространства, а через просвещение.