будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Москва регионы экономика Алексей Кудрин Сергей Собянин
Ноябрь 16, 2025
Страна
Зубаревич Наталья

Москва как угроза или локомотив общего развития

Москва как угроза или локомотив общего развития
800-600_4iyeDdY

Глава Счетной палаты России Алексей Кудрин и мэр Москвы Сергей Собянин разошлись во мнениях относительно дальнейшего развития московской агломерации. По оценке Кудрина, она представляет угрозу регионом, по словам Собянина, является локомотивом развития всей страны. 

Кудрин и Собянин высказали свои мнения в ходе Московского урбанистического форума. Как сообщает информационное агентство РБК, Кудрин отметил, что в случае инерционного развития регионов России Москва будет развиваться очень серьезно, «впитывая в себя людей по всей России», что повредит развитию страны в целом. По его мнению, нельзя развиваться так, чтобы агломерация стала еще больше: следует учитывать, какими должны быть ее размеры, чтобы она была комфортна для жизни.

Эти слова Кудрина Собянин истолковал как предложение ограничить Москву в развитии. «Это живучая идея. В царское время ушли из Москвы, в советское всех неугодных высылали за 101 км, прописаться в Москве было невозможно», — прокомментировал мэр.

 
Сергей Собянин на открытии Московского урбанистического форума / АГН "Москва" / фото: Киселев Сергей

Тем не менее, отметил Собянин, столица давно уже вышла за пределы и Бульварного, и Садового кольца и даже МКАД, и любые попытки административно ограничить ее развитие приведут к тому, что этот город не сможет быть мировым финансово- экономическим центром, способным конкурировать не с Рязанью и Вологдой, а с Нью-Йорком, Лондоном и Парижем.

О том, можно ли расценивать развитие московской агломерации как угрозу или как перспективное для развития регионов явление, с «Полит.ру» поговорила директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. По ее словам, в мире известны оба варианта развития, и нет смысла спорить о том, какой из них плох, а какой хорош.

 
Наталья Зубаревич

«В мире немало стран с очень большой центральной агломерацией. Аргентина с Буэнос-Айресом, например. Очень велик Париж, хотя и Франция немаленькая. А есть страны, в которых центральный город не так велик. Причины этого бывают разными. И говорить о том, что одно плохо, а другое хорошо, неправильно – это две стороны одной медали, в которой есть и плюсы, и минусы.

Но начну я совсем с другого. В России суперразвитие Москвы, московской столичной агломерации, происходит не просто так. Это следствие устройства нашей страны. Правила территориальной экономики еще никто не отменял: в странах со сверхцентрализванной системой управления жесткими авторитарными методами все живое стягивается в центральный город. И это в России работает, потому что все деньги – в Москве, все крупные компании – в Москве (не считая тех, кого сослали в Санкт-Петербург). Соответственно, все рабочие места и качественные карьеры тоже в Москве.

Поскольку бизнес – в Москве, хорошо оплачиваемые рабочие места – в Москве, результат – огромный бюджет столицы. Не потому, что Собянин у кого-то что-то забрал, нет. А потому, что в России бизнес преобладает крупный – госкорпорации и частные компании. И потому, что высокооплачиваемые «белые» рабочие места концентрируются в столице.

 
Открытие Московского урбанистического форума / АГН "Москва" / фото: Киселев Сергей

Поэтому я бы не спорила, что хорошо, а что плохо, а попыталась бы понять, почему так. А дальше, когда понимают, почему, начинается работа по (в любом случае необходимому) расширению зоны роста. Чтобы это была не только одна Москва и пристегнутый к ней Питер (да, он тоже большой, и туда еще посадили неплохих налогоплательщиков, и появились рабочие места и доходы бюджета).

Вообще-то в 1990-е Питер особо не рос и не развивался – население даже сокращалось. Так что, споря о том, что полезно, а что вредно в смысле развития агломераций, надо сперва смотреть на причины.

В чем прав Кудрин? В том, что одного такого суперцентра абсолютно недостаточно для развития большой страны. Потому что фактически наша политико-экономическая система превратила Москву в пылесос. Это не Собянин ее превратил, а политико-экономическая система, которая существует в стране.

Безусловно, другие города тоже должны развиваться. Только надо отметить одну маленькую деталь. Почему они плохо развиваются? Потому что они – муниципалитеты, лишенные налоговых доходов, с очень плохой бизнес-средой (не потому, что она плохая в этих городах, а потому, что она у нас в стране плохая). И пока у городов не будет ресурсов – а сейчас они все наполовину или более дотационные, все деньги отобраны регионами, – пока у них не будет нормального интереса бизнеса развивать себя там и инвестировать в себя там, так и будет оставаться.

 
Председатель счетной палаты РФ Алексей Кудрин / АГН "Москва" / фото: Зыков Кирилл

Поэтому хотя Кудрин и Собянин – люди уважаемые, но спор у них абсолютно схоластический. Кому-то нравится реверс, кому-то – аверс. На деле же «надо в консерватории что-то подправить», чтобы была другая система. Но про «консерваторию» ни один из них не говорит.

Да, об этом сложнее говорить. Однако можно сколько угодно писать программы развития агломераций, но до тех пор, пока местное самоуправление бесправно и без денег, ситуация заметно не изменится. Агломерационный процесс все равно идет, города-миллионники растекаются, пригороды их заселяются. Но с плохой инфраструктурой, с очень слабым созданием новых рабочих мест, с очень слабым развитием бизнеса. Потому что только в Москве при суперконцентрации платежеспособого спроса у бизнеса есть большая «подушка безопасности». А в других городах риски намного больше.

Словом, я бы так сказала: от схоластического спора неплохо бы перейти к нормальному, с учетом факторов, обсуждению развития. А так – кому нравится аверс, кому нравится реверс… Я предпочитаю видеть монету целиком, с обеих сторон», — сказала Наталья Зубаревич. 

Зубаревич Наталья
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).