МВД Великобритании получил от российских властей запрос на арест и экстрадицию беглого олигарха Юрия Никитина, который работал в питерской компании «Совкомфлот», которая представляет «Газпрому» танкеры для перевозки сжиженного газа. Как пишет газета The Guardian, российские власти обвиняют Никитина в мошенничестве на полмиллиарда долларов, лжесвидетельстве и злоупотреблении служебным положением.
Официально британские власти не подтверждают и не опровергают получение запроса из Москвы. Отказываются от комментариев и в российском посольстве в Лондоне. В свою очередь, Никитин, который живет в своем новом доме в Беркшире, сказал газете, что ищет защиты британских властей. Он говорит, что сбежал после обысков в его офисе и квартире в Санкт-Петербурге и угроз, что его сына заберут в армию и отправят в Чечню. Бизнесмен утверждает, что стал жертвой политической борьбы между московскими группировками, которые хотели лишить его «законной прибыли».
По данным The Guardian, Никитин, приехав в Британию, сумел выложить $18 млн наличными за особняк, а кроме того, на его замороженном счету в российском банке хранится еще по меньше мере $200 млн. Российские власти утверждают, что Никитин заработал огромное состояние путем хищения имущества «Совкомфлота» через подкуп его бывших руководителей, которые давали ему сверхвыгодные танкерные контракты. Речь идет о периоде, когда компанией управлял ныне также находящийся в Великобритании Дмитрий Скарга – 2000-2004 годы.
В то же время Никитин является объектом расследования в Великобритании: против него подан гражданский иск. Британская охранная фирма, возглавляемая бывшим чиновником SAS, пытается расследовать происхождение оффшорных активов Никитина.
Рассказывая о прошлом Никитина, The Guardian пишет, что этот предприниматель вместе со своим партнером Дмитрием Скаргой начал свою деятельность в начале 90-х годов. Они представляли «группу серьезных бизнесменов», работающих в сфере энергетики в Санкт-Петербурге. Политические оппоненты обвиняли членов этой группы в грабеже процветающего нефтяного сектора России, миллиарды от которого «попадали в карман Владимира Путина».
После развала Советского Союза, Никитин и Скарга работали в компании Kinex, которая занималась транспортировкой нефти из Санкт-Петербурга за границу и которую возглавлял друг Путина Геннадий Тимченко. Как напоминает газета, впоследствии Тимченко, используя свои связи, занял доминирующие позиции на рынке нефтяной торговли, получил финское гражданство и перебрался в Швейцарию, где основал компанию-нефтетрейдер Gunvor с оборотом $30 млрд. Gunvor торгует нефтью «Сургутнефтегаза», «Роснефти», «Газпром нефти», «Роснефти» и ТНК-ВР, а также контролирует около 30% российского экспорта нефти по морю. Причем политолог Станислав Белковский утвреждал, что не менее 75% Gunvor контролирует президент Путин.
См. об этом подробнее: Михаил Захаров. «Трейдеры всея Руси»
The Guardian подчеркивает, что Тимченко не связан с выдвинутыми против Никитина обвинениями.
«Совкомфлот» против сенатора
Претензии российских властей к Юрию Никитину касаются периода с 2000 по 2004 год, когда «Совкомфлот» возглавлял Дмитрий Скарга. Во время его руководства компанией у собственников претензий (по крайней мере высказываемых публично) к менеджеру не было. До этого Скарга успел поработать и в бизнесе, и на госслужбе. Карьеру он начал с должности инженера по транспорту в компании Kinex, основателями которой были три петербургских бизнесмена – Геннадий Тимченко, Андрей Катков и Евгений Малов. Из Kinex Скарга ушел в 2000 году, два месяца проработал директором департамента в Минэкономики. А после этого возглавил «Совкомфлот». В 2004 году чиновники решили разорвать с ним контракт – на год раньше срока. Сменил его бывший министр транспорта Сергей Франк, а Скарга ушел в сенаторы – представлять Волгоградскую область. В сенат он был выдвинут как «кандидатура Кремля».
Претензии к Скарге появились через год после его отставки. Летом 2005 года «Совкомфлот» подал иск в Высокий суд Англии к Скарге, питерскому предпринимателю Юрию Никитину и бывшему менеджеру лондонского офиса «Совкомфлота» Юрию Привалову. В числе ответчиков и 16 компаний, связанных, по данным «Совкомфлота», с Никитиным. «Совкомфлот» оценил свой ущерб от целого ряда сделок, совершенных в бытность Скарги гендиректором, в $500 млн. В заявлении «Совкомфлота» фигурировало три «пакета» сделок. Первый – продажа «Совкомфлотом» судов компаниям Никитина в 2002–2004 годах, которые потом пароходство получило обратно на условиях лизинга (ущерб оценен примерно в $100 млн). Пароходство считает, что эти сделки носили «коррупционный характер» и суда доставались Никитину благодаря взяткам. Второй – продажа контрактов на еще не построенные суда, которые «Совкомфлот» заказывал на себя, но с опционом, оформленным на компании-ответчики (около $200 млн). Еще чуть больше $200 млн – ущерб, который, по мнению «Совкомфлота», компания понесла от сдачи в аренду своих судов в 2001–2004 годах. компаниям-ответчикам по заниженным ставкам.
В российские правоохранительные органы «Совкомфлот» тогда не обращался, а Скарга, уже находящийся в Лондоне, на вопрос о возможности его уголовного преследования в России ответил: «В нашей стране возможно все».
После этого началась длинная череда судебных разбирательств. Летом 2006-го бывшие менеджеры «Совкомфлота» перешли в контратаку. Им удалось добиться ареста самого известного судна «Совкомфлота» – танкера Tropic Brilliance. Арест был произведен по иску компании Henriot Finance с Британских Виргинских островов, которая традиционно связывается участниками рынка с Дмитрием Скаргой. «Совкомфлоту» удалось освободить Tropic Brilliance, лишь заплатив $14,4 млн.
В сентябре 2006 года Скарге пришлось покинуть Совфед. Официально экс-сенатор объяснил это необходимостью личного присутствия на процессе в Лондоне и тем, что «сенатор, с которого требуют миллионы долларов, выглядит как минимум некультурно». А вскоре, в конце 2006 года, Генпрокуратура возбудила против бывшего гендиректора «Совкомфлота» уголовное дело. Скарга обвиняется по двум статьям Уголовного кодекса – ст. 165 (причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием) и ст. 201 (злоупотребление полномочиями). Однако ни о каких запросах к Лондону о выдаче Скарги пока ничего слышно не было.
В 2007 году скандал поутих, хотя разбирательства «Совкомфлота» со Скаргой и Никитиным в Высоком суде продолжаются до сих пор. В июне президент Владимир Путин подписал указ об образовании новой компании на базе «Совкомфлота» и компании «Новороссийское морское пароходство» («Новошип»). Объединить «Совкомфлот» с «Новошипом» пытались несколько лет. Участники рынка традиционно приписывали эту идею бывшему министру транспорта, а ныне гендиректору «Совкомфлота» Сергею Франку (впрочем, некоторые скептики отмечали, что идея витала в воздухе еще во времена, когда гендиректором «Совкомфлота» был Дмитрий Скарга). Последние два года основной схемой было создание единой компании на базе двух пароходств. Главными противниками выступали губернатор Краснодарского края Александр Ткачев, который опасался потерять крупного налогоплательщика, и экс-президент «Новошипа» Тагир Измайлов.
Объединенная компания, как ожидается, станет третьей судоходной компанией мира по капитализации, которая может составить $2,3–2,5 млрд. У крупнейших судоходных компаний мира Teekay Shipping и Frontline Ltd капитализация составляет $3,4 млрд и $3,069 млрд соответственно. Стоимость объединенной компании предположительно составит $3,5-3,7 млрд (Frontline Ltd – $6,5 млрд, Teekay – $5,8 млрд).
Недавно глава «Совкомфлота» Семен Франк сообщил, что в конце февраля на внеочередном собрании акционеров «Новошипа» будет утвержден новый состав совета директоров. Кроме того, «Новошип» работает над организацией IPO.