Несмотря на сообщения о задержании подозреваемых в «автомобильной пиромании», автотранспорт в Москве продолжает гореть. Еще шесть машин сгорели в разных концах столицы в ночь с 6 на 7 июня. Как передает канал «Вести», между 2:00 и 3:00 мск во дворе дома № 23, корпус 2 по Чертановской улице неизвестный сжег сразу три автомобиля – Mazda, Honda и «Жигули». В это же время по адресу улица Матвеевская, дом 1 неизвестный спалил автомобиль «Жигули», при этом пострадали две машины, находившиеся рядом. Милиция не связывает между собой два поджога.
Все началось в ночь на 30 мая в московском микрорайоне Северное Бутово, где были сожжены 14 автомобилей, в том числе, джип Grand Cherookee стоимостью свыше 50 тысяч долларов. Пять автомобилей сгорели полностью. Неизвестный поджег десять автомобилей на улице Куликовская ( в т.ч. джипы Suzuki и Mitsubishi, несколько автомобилей марок Hyundai и Opel) и еще четыре – на бульваре Дмитрия Донского. По подозрению в поджоге автомобилей были задержаны два человека, 17 и 19 лет, приехавшие в столицу из Калининграда. Однако позже правоохранительные органы пришли к выводу, что задержанные не причастны к этому преступлению, и их отпустили. Вскоре милиция пришла к выводу, что бутовский поджигатель - один человек. Был составлен его фоторобот. Ему около 40 лет, рост 170-175 см, тип лица – европейский. Особые приметы: худощав и сильно сутулится.
В дальнейшем поджоги продолжались почти каждую ночь в других районах Москвы, но уже не в таких количествах. Какой-то системы в выборе жертв не наблюдается: в основном горят иномарки, однако пироман не брезгует «Жигулями» и даже «Газелями».
В пятницу, 6 июня, пресс-служба УВД Восточного округа Москвы сообщила о задержании подозреваемого в поджоге автомобиля Hyundai Sonata 1 июня на Суворовской улице. Это молодой человек, которого изначально задержали совершенно по другому поводу – он принимал участие в драке на Алтайской улице. Факт поджога автомобиля выяснился уже после того, как его привезли в отделение милиции. «В процессе работы с ним сотрудников правоохранительных органов, он признался, что поджег этот автомобиль», – рассказали в пресс-службе. Там же рассказали, что подозреваемый доставлен в ГУВД Москвы на Петровку, 38, где выясняются, не имеет ли он отношения к другим поджогам, а также причины, которые толкнули его на этот поступок.
Также 6 июня газета «Комсомольская правда» сообщила о некоем 43-летнем москвиче Сергее К. Это санитар сгоревшей полтора года назад 17-й наркологической больницы, и его внешность подходит под описание и фоторобот. Впрочем, ГУВД Москвы опровергло информацию о поимке подозреваемого. По словам сотрудников пресс-службы Управления внутренних дел ЮЗАО ГУВД Москвы, столичный пироман все еще находится в розыске.
Еще раньше, вечером 5 июня, при попытке сжечь старый автомобиль «ГАЗ-24» на юго-западе Москвы были задержаны четверо восьмиклассников. После разъяснительной беседы школьников отпустили. Милиционеры уверены, что эти четверо к остальным поджогам отношения не имеют.
Поджоги продолжаются, и столичные власти всерьез обеспокоены проблемой. Милиция пообещала миллион рублей тому, кто окажет помощь в поимке поджигателя. На днях для расследования серии поджогов был создан оперативный штаб – при УВД по Юго-Западному административному округу, на территории которого было зафиксировано самое большое число поджогов автомобилей. В работе штаба принимают участие оперативники территориальных подразделений округа и сотрудники Московского уголовного розыска. А мэр Москвы Юрий Лужков пообещал в связи с серией поджогов ускорить работу по установке видеокамер во дворах жилых домов. «Во многих дворах видеокамеры уже есть. Увеличивать их количество планировалось и прежде, но сложившаяся ситуация подстегнула ускорить эту работу», – сказал он.
Версий такой нелюбви к частному автотранспорту может быть множество: поджигателем действительно может быть психически нездоровый человек, но с другой стороны многих пешеходов раздражают автомобили, которыми заставлены дворы и тротуары. Многим также не дает спать орущая по ночам сигнализация. «Народным мстителем» может оказаться и автомобилист, которого выводят из себя вечные московские пробки. Таким образом, поджигатель, возможно, привлекает внимание к тем наболевшим проблемам, с которыми уже давно обещают разобраться московские власти. Так, мэрия обещает устранить пробки к 2015 году, путем строительства четвертого транспортного кольца (эксперты уверяют, что это бесполезно) и строит подземные парковки при реконструкции (ну или при том, что понимается властями под реконструкцией) исторических зданий. Да и за ночную тишину власти борются – нарушителей тишины ожидает штраф.
См. также:
«Автомобильный тупик России и мира». Публичная лекция Бориса Родомана на «Полит.ру».
В СМИ также выдвигалась версия, что за поджогами могут стоять хозяева платных парковок и гаражей хотят убедить автовладельцев, что во дворах небезопасно. И наконец, поджигателями может быть экстремально настроенная молодежь или компания пьяных подростков.
Показательно, что после череды поджогов очереди в страховых компаниях заметно увеличились. По словам страховых агентов и брокеров, граждане в основном интересуются полисом на случай возгорания автомобиля. Заявки на страхование «от поджога» превысили даже ранее самую популярную страховку «от угона». Отсюда еще одна версия поджогов: страховщики хотя повысить проодажи КАСКО.
Мэр Москвы полагает, что серию поджогов автомобилей совершил один человек. «Это очень опасная вещь, хотя бы потому, что пример может оказаться заразительным, и найдутся последователи», – предостерег он.
Предостережение не напрасное: «автомобильная пиромания» перекинулась и на другие регионы. На этой неделе за одни сутки в Пермском крае было подожжено 6 машин.
Некоторые экзотические политики даже находят взаимосвязь с событиями, которые произошло в 2006 году во Франции. Так называемый «Бунт окраин» был акцией протеста против безработицы. Во время самых массовых «дней действий» – 28 марта и 4 апреля, в так называемые «черные вторники» – по данным профсоюзов, на улицы французских городов вышли 3 миллиона человек. Париж не видел такого с мая 1968 года. Тогда студенты тоже захватывали Сорбонну, на улицах полыхали машины и происходили столкновения с полицией.