будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 15, 2025
Страна
Гриценко Григорий

Москвич комсомольской славы

Теперь, кажется, можно с определенной долей уверенности сказать, что рыночные реформы в России состоялись. Не везде и не всюду, но на одном рынке – рынке капитала – они реализовались полностью. Свидетельством этого является состоявшийся наконец-то аукцион по продаже имущества Московского автозавода им. Ленинского комсомола. Имущество бездействующего завода было продано за 5,5 млрд руб. при общем долге предприятия в 28 млрд руб. Подобные операции (продажа имущества за долги) производятся достаточно давно, но вот чтобы так, с открытого аукциона, был продан крупнейший автозавод, находящийся в Москве, – этого еще не было никогда. Дело в том, что трудно было себе представить, что кто-то осмелится обанкротить и ликвидировать крупнейшее предприятие, находящееся в столице и выпускающее одно из самых дефицитных потребительских изделий – легковые автомобили.

Казавшаяся незыблемой твердыня эпохи форсированной индустриализации прекратила свое существование. Случилось это не сразу. Еще в первой половине 1980-х завод работал на полную мощность и производил 200 тысяч машин в год. Но уже к 1989 году, когда обозначилась тотальность дефицита всего и вся, объем выпуска упал до 100 тысяч штук. Через десять лет, в 1999 г., было произведено 30 тысяч автомобилей, в 2000 г. – 5500, а последние 810 автомобилей были выпущены в 2001 г., после чего завод полностью встал. С 2004 года на нем было введено внешнее управление, и вот, в конце 2006 года его имущественный комплекс был продан.

Как же случилось, что первенец третьей пятилетки, легендарный завод «КИМ», прекратил свое существование? Ответа на этот вопрос два, и один вытекает из другого. Дело в том, что автомобили под маркой «Москвич» никогда не славились высоким качеством, и в советские времена их брали только потому, что ничего другого все равно не было. Но когда выбор появился, потребитель в массовом порядке стал отказываться от изрядно надоевшей модели. Причем отказ от приобретения «Москвичей» выглядел особенно печально на фоне стабильных продаж «Жигулей» и ажиотажного спроса на «Волги». То есть причиной спада производства на АЗЛК стали именно предпочтения потребителей, а не «антинародные реформы», на которые очень любили сваливать свои беды неумелые советские управленцы и плохо обученные советские рабочие. Потребитель сказал свое веское слово, и оно оказалось решающим.

При этом нельзя сказать, чтобы ситуация на заводе выглядела совсем безнадежной. Московская мэрия изо всех сил старалась исправить положение дел, но полностью переломить ситуацию ей мешали два обстоятельства: контрольный пакета акций принадлежал федеральному правительству, и на заводе висел долг в $700 млн, оставшийся с советских времен. Правительство, в принципе, было готово передать свой пакет акций в московскую собственность, но только вместе с долгом. А мэрия от долга отбрыкивалась, заявляя, что если этот долг возник еще в советские времена, то тогда отвечать за него должно Министерство финансов РФ – как представитель правопреемника советского долга.

По нынешним временам сумма этого долга выглядит, конечно, смехотворно. Что такое $700 млн для Минфина России, который Парижскому клубу кредиторов досрочно гасит долг в $47 млрд? Но в свое время эта сумма казалось очень большой, и считалось, что ее обслуживать должен завод, выпускающий дефицитную продукцию, а не вечно нищий федеральный бюджет. Однако мэрии такая обуза тоже была не нужна, поэтому судьбу контрольного пакета акций так и не решили.

Так, федеральное и московское правительства, поочередно отказываясь от принятия заводского долга, довели завод до полного разорения, что и было зафиксировано прошедшим аукционом. Правда, вырученных от продажи имущества денег все равно не хватит для погашения всего заводского долга, поэтому остаток задолженности в любом случае, наверное, придется компенсировать старым владельцам автозавода, так или иначе залезая в бюджетные деньги.

Сейчас у завода – вернее, у территории, где расположены его корпуса, – начнется новая жизнь. Одна площадка будет отдана под жилищное и офисное строительство, а на другой разместится производство совместного предприятия «Автофрамос», которое уже выпускает автомобили «Рено Меган», а теперь хочет расширить свою производственную деятельность. Поэтому вместо «Москвичей» мы будем ездить на «Рено», и такая замена, скорее всего, вполне устроит потребителей.

А все еще попадающийся на российских дорогах «Москвич-2141» и уже более редкий «Москвич-2140» будут служить живым напоминанием о некогда гремевшем на всю страну предприятии, пока не попадут в металлолом или в музей боевой славы советского автопрома.

См. также:

  • Гриценко. Маниловские прожекты для "АвтоВАЗа"
  • Гриценко. Итальянский коктейль жигулевского разлива
  • Гриценко. Локомотив для автомобиля
  • Гриценко. Зыбкое будущее автомобильного нацпроекта
  • Гриценко. Российский автопром защитят... иностранцы
  • Гриценко. Автомобиль на шее
Гриценко Григорий
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).