будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Крым
Июль 1, 2025
Страна
Дзини Стефания

Мой Крым

Мой Крым
krym1
Крым 2014. Источник: Фотографии: Стефания Дзини и Никита Хохлов

Итальянская журналистка Стефания Дзини вспоминает о своей командировке в Крым.

Из машины я вышла с трудом, открывая дверь осторожно. Припаркованные по рядам, на малом расстоянии друг от друга, меня теснили со всех сторон десятки одиноких автомобилей.

Покинув свои машины, их хозяева, торопясь спасаться от духоты, наполнявшей грузовое отделение автомобильного парома, стоящего на якоре в порту «Крым», поднимались на верхние палубы гуськом.

У одних фотоаппарат в руках, у других видеокамера висела на шее... Каждый носил с собой желание увековечивать свой прощальный взгляд на Крым, запечатлеть всегда волнительное мгновение отхода от берега и, конечно же картину, бегущую за бортом парома, который вот-вот заскользит через Керченский пролив.

 

Я, долго не задумываясь, поспешила за всеми. На верхней палубе дул приятный тонизирующий морской бриз, и даже самые  измученные от жары пассажиры на свежем воздухе быстро взбодрились.

Я, наоборот, внезапно лишенная всяких сил, забыв о долге хорошего туриста пропускать все неповторимые кадры через объектив, фотоаппарат убрала в сумку и, закрыв глаза, всем весом приземлилась на ближайшее свободное сидение. Подобное состояние я испытывала в университетские годы после сдачи экзамена, когда сильную усталость сопровождает утешительное ощущение, что самое сложное позади, и теперь, можно расслабиться и вздохнуть с облегчением.

Вдруг, от запаха судового топлива, характерно для любого порта мира, защипало в носу, но не это и не пискливые голоски детей, резвящихся на палубе, разбудили меня. Меня потрясла мысль, что не имею права быть уставшей, после двухнедельного отпуска, проведенного вовсе неплохо в любимом Крыму.         

Ведь скоро в Москве пожалею о том, что недостаточно наелась дешевым крымским виноградом – килограмм самого сочного стоит не больше 40-50 рублей. Огорчусь, что пила слишком мало вина. Крымское вино совершенно не такое, как итальянское, но своеобразно вкусное и натуральное. Мое любимое, самое похоже на отечественное – бахчисарайское: одна бутылка - 150 рублей.

 

Буду думать с тоской о крымском море – оно местами прозрачное, как сардинское - о местных горных пейзажах, где-то, чем-то напоминающих наши лигурийские. Буду вспоминать крымский воздух, совершенно непахучий - до того он чистый – и скучать по солнцу, которого в Крыму столько, сколько нам, детям Средиземноморья, по душе.

Занимая по-прежнему свое местечко на верхней палубе, я продолжала перечислять все прелести Крыма и все сходства между Крымским и родным полуостровом, которые, после первой поездки лет десять назад, привели меня в Крым еще несколько раз.

Схожесть пейзажей, а не только выгодное расположение полуострова на карте мира, привлекла в Крым и моих давних и менее давних предков. С XIII века Гэнуезская Республика на 200 лет обосновалась в Крыму, а потомки представителей более поздней миграции из южных регионов Италии до сих пор живут в Керчи.  

В конце XIX века несколько итальянских семьей переехало в Крым, и итальянская община скоро возросла до 5000 человек. Массовые депортации 40-ых годов искоренили из новой родины всех «крымских итальянцев», но в 80-е и 90-е годы все, кто смог, вернулся в Крым. 

 

Есть историческое обоснование моего пристрастия к Крыму, кругом много связей между Крымом и моей родиной. 

Поднимаю глаза и вижу на табличках на дверях, ведущих на верхнюю и нижнюю падубу, надписи на итальянском языке: "discesa" и "salita" – спуск и подъем. Даже паром под названием «Крым», на котором плыву, видимо, когда-то курсировал между нашими берегами и островами.  

В Крыму я должна была бы чувствовать себя, как дома. Должна была бы смотреть на бакланов, летящих над паромом клином стаей за стаей на юг, и печалиться, что отпуск закончен и скоро не на солнечные крымские берега буду смотреть, а на осеннюю Москву. Жаль, другое, противоположное и более сильное чувство поглощало все остальные.

Эта была скрытая, виноватая радость, что с минуты на минуту паром запустит двигатель и скоро из Крыма, кажущегося отдельно стоящим далеким островком, отправлюсь на твердый материк, домой, где, наконец, отдохну.

 

Почему время, неплохо проведенное в Крыму, вызвало усталость и не оставило реального ощущения отдыха? Ответ на этот вопрос я стала искать, как только паром снялся с якоря в порту «Крым» и отправился через Керченский пролив.

Дорога немного утомила

Из Москвы до порта «Кавказ», откуда отходит паром на порт «Крым», дорога заняла больше двух суток. По пути пришлось пережить несколько километровых пробок, образовавшихся в Воронежской и Ростовской областях из-за дорожных работ, и одну бессонную ночь за рулем, но я привыкла к долгим автопутешествия.

Больше самой дороги изнурила мрачная перспектива многодневного стояния в очереди у переправы через Керченский пролив.

Пока ехали, только и делали, что дорабатывали план «Х»: как будем спать – нас было двое – в небольшой перегруженной машине? Что будем делать? И книжки с собой не взяли, и забыли в Москве портативный авто-ТВ.

 

Волнение переросло в легкую панику, когда, уже на финишной прямой к переправе, вспомнили, что не купили с собой нужный запас воды на 40 часов ожидания. Таковым был прогноз по данным СМИ, который, к счастью, не оправдался.

17 августа на накопительной площадке, специально оборудованной перед въездом в порт «Кавказ», в очереди стояло всего несколько десятков автомобилей. Хорошо, что не пришлось тратиться на водичку, продающуюся в сооруженных на территории магазинчиках по 90 рублей за бутылку. Еле успели добежать до кассы с паспортами и с документами на машину и купить билет, поэтому пришлось быстро сесть снова за руль и заехать на паром. Впрочем, обратный путь выглядел примерно так же: 1 сентября переправу осилили часа за три.

Дешево ли отдыхать в Крыму

Как бы ты не стараться сэкономить, любое путешествие в Крым выходит дорогим. Как и из предыдущих поездок, я вернулась в Москву без рубля в кармане.

В путь мы отправились, имея в наличии машину, палатку, небольшой запас еды и 30 тысяч рублей на двоих. За две недели в городских условиях ночевали только три раза - в Алуште в частной гостинице, где номер без завтрака обошелся 1200 рублей, и 2 ночи в хостеле в Бахчисарае, где за койко-место в сутки оплатили по 400 рублей. Три тысячи рублей ушло на переправу, 10 тысяч - на бензин, стоимость которого в Крыму колеблется от 37 до 40.50 (рублей под Ялтой). Остальные деньги - на еду.

 

Даже готовя в основном на костре, не всегда удавалось экономить, так как цены на продукты от Керчи до Ялты постепенно удваивались и порою превышали московские. Также сильно разнилась стоимость обедов в кафе: от 200 рублей в Феодосии, 300 в алуштинских «домашних столовых», до 500 и выше под Ялтой на одного человека. Пробовали сами добывать еду, рыбачили, но ни рыбы, ни мидий, ни устриц нет. Последние исчезли с появлением рапанов, которые уничтожили их и сами погибли в неочищенной воде, поскольку без мидий вода не фильтруется.

Рыбы не стало, как объяснил известный местный повар, из-за бесконтрольного браконьерства, а на рынках рыбу покупать он отсоветовал: либо она не местная и размороженная, а продается, как свежая, либо она стоит очень дорого. Килограмм камбалы, например, может дойти до 2000 рублей.

 

Одним словом, тратить меньше мы могли бы только при условии перехода на подножный корм, улучшить условия проживания наш бюджет также не позволял. Ночевка в частном секторе стоит от 500 рублей в небольшом городке до 2000 в Ялте; в гостинице номер в двух-трех-звездночном отеле стоит от 1200 в восточном и западном Крыму и до 5000 на южном берегу.

Автотранспорт остается самым дешевым способом, чтобы добраться до Крыма. Билет на самолет до Симферополя из Москвы минимально можно приобрести за 3500 рублей, в среднем его цена составляет 5000 рублей, а в пик сезона стоимость доходила до 25 тысяч. Билет в плацкартном вагоне из Москвы в Крым и обратно стоит примерно 6000 рублей.  

В общем, попытки вписаться в наш скудный бюджет натолкнули меня, любителя самостоятельного отдыха, на совсем не свойственную мне мысль - а не выбрать ли в следующий раз добротный и предсказуемый турецкий или египетской all inclusive?!  

Местная туриндустрия

Беседы с обеспокоенными хозяевами ресторанов и владельцами гостиниц показали, что пока Крым растерян и не знает, что ожидать от недавних больших перемен. Если бы нынешний туристический сезон прошел успешно, как в прошлые годы, жителям Крыма было бы спокойней, однако большинство работников местной туриндустрии расценивает прошедшее лето как провальное.

 

Спад туристических потоков, по их словам, был просто колоссальным, особенно в восточном и западном Крыму, где количество туристов сократилось на 70-80% из-за минимального присутствия, по сравнению с прошлыми годами, отдыхающих с Украины. В этих областях Крыма тревожно уменьшился и поток бюджетных туристов, которые исторически выбирают эти направления вместо дорогой Ялты.

В прибрежных палаточных городках вместо привычных тысяч машин в этом году насчитывалось несколько десяток автомобилей, и то по выходным, с учетом местных отдыхающих. В будни это всего лишь единицы. Гостиницы стоят полупустые, но цены на номера все равно не снижаются. Многие из них закрылись уже 1 сентября или не открывались вовсе, что является нонсенсом для Крыма.

 

Все понимают, что туристов стало намного меньше не из нежелания отдыхать в Крыму, а из-за дороговизны авиаперелетов и исчезновения прямых ж/д сообщений. Иначе попасть в Крым можно через узенькое горлышко Керченского пролива. Пропускная способности керченской переправы за лето улучшилась, без моста через пролив увеличить туристический поток будет крайне сложно.

Будет ли в этом году бархатный сезон, который обычно начинался с середины сентября и длился до октября, никто не знает. Будут ли туристы на Новы год или на майские праздники - также неизвестно. Раньше, на короткие праздники, местная туриндустрия могла рассчитывать на вал туристов с Украины и из ближних регионов - они могли добраться до Крыма на машине за сутки.

Обеспечить приток дальних туристов на отдых выходного дня можно будет только за счет регулярных и недорогих авиасообщений, но пока об этом боятся загадывать. Пока, в ожидании ответов, многие крымчане, зарабатывающие туриндустрией, готовятся пережить эту зиму, которую оптимисты называют нелегкой и непривычной, а пессимисты - голодной. Не жаловались только те, кто имеет дело с VIP-туризмом.

 

Дорогие гостиницы Ялты все лето были полностью загружены, поскольку богатые туристы в этом году стали активнее ездить в Крым. Они насытились Азией, Америкой и Европой, хотели получше присмотреться к Крыму и, кроме того, сравнить Крым с прежним, каким он был еще в составе Советского Союза, стало просто модно.

Впечатления туристов

Разговоры с туристами подняли мое настроение. Без исключения все туристы, с которыми довелось общаться, были в восторге от своей поездки в Крым. В основном встречались русские - из Москвы и Подмосковья, многие из Петербурга, в общем, со всей России, реже с Украины, Прибалтики и Белоруссии. Иностранцев найти не удалось.

 

В Крым добрались, кто как, чаще долгим путем на поезде или на машине, но никто из них не жаловался на испытания, пережитые в дороге, которая в среднем (не считая времени в очередях на паром) заняла не меньше сорока часов. 

Молодая мама из Питера, например, рассказала, что выбрала Феодосию из чисто патриотических соображений, чтобы дочке показать русский Крым. Семья из Казани собиралась в Анапу на машине, но переориентировалась на Крым под влиянием рекламы отзывов знакомых.

Никакая реклама и никакая политика, наоборот, не смогли повлиять на решение «ехать или не ехать» молодого походника из Подмосковья, который каждое лето старается провести свое свободное время в Крыму. Причина, по его словам, одна - Крым удивительно красивое место, которое позволяет быть наедине с собой, живя в палатке на диких пляжах, в горах и в лесах, кишащих дикими животными, где далеко от городской жизни, выпадая из привычного социума, можно по-настоящему отдохнуть.

 

Муж и жена из Минска доехали до Ялты из Симферополя, украинскую границу пересекли без приключений. Не первый раз они в Крыму, в российском Крыму впервые, но неважно какой - Крым всегда вызывал и будет вызывать у них те теплые чувства, которые обычно испытываются к чему-то родному, домашнему и семейному.

К тому же в Крыму, помимо солнца, есть виноград и вино, овощи и фрукты - местные, натуральные. Не в последнюю очередь возможность здорово поесть, отдыхая в родной среде, где все разговаривают на родном языке, сыграла важную роль и среди более, и среди менее обеспеченных туристов в выборе Крыма вместо заграницы.

По климату Крым напоминает курорты в Турции. И хоть Крым для нас милее, но выбрать туры в Турцию всегда можно во всех туристических компаниях страны. Более того, они всё так же популярны и востребованы.

Дзини Стефания
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).