Олег Анатольевич, известно, что вы уже давно ведете свой блог в ЖЖ. Недавно в Живом Журнале появился и президент со своим блогом. И даже стал оперативно реагировать на некоторые комментарии своих читателей. А бывают ли случаи, когда вы принимаете административные решения, опираясь на то, что пишут вам в ЖЖ? Работает ли ваш блог как еще один способ связи с населением?
Работает, но не стопроцентно, потому что я реально веду это лично, и у меня нет никакого аппарата, который бы отслеживал там все записи, а это означает, что какой-то части комментариев я не вижу. То есть я не могу говорить, что стопроцентно просматриваю все записи. Скорее, я бегло смотрю. Тем не менее, если что-то важное проявляется, я тут же копирую это в нашу систему электронного документооборота, и люди уже начинают работать.
Приведите, пожалуйста, какой-нибудь конкретный пример.
Ну, например, один из журналистов написал мне, как он записывался к врачу через электронную регистратуру, и с какими проблемами он сталкивался. И вообще было много вопросов, связанных с системой здравоохранения. Вся эта информация автоматом уходит к тем людям, которые за это отвечают. Другой пример - большой блок вопросов, связанных с дорогой, с дорожными знаками. Я открыл пост на эту тему, и отрабатывают это чиновники, которые отвечают за краевые, муниципальные и городские дороги.
А какие основные проблемы в дорожном хозяйстве - объективная нехватка средств или их разворовывание?
Как все просто у вас: или нехватка, или разворовывание. А если мозгов не хватает? То это к чему Вы отнесете? У нас в строительстве дорог прежде всего мозгов не хватает. И деньги есть, и воровство не является критичным. Я не говорю, что его нет, но проблема в другом. Если бы все разворовывалось, то кто-то бы жил богато. А мы все строим и строим, и никто особо богато не живет, и дорог нормальных нет. Основная составляющая по дорогам - это интеллектуальная. Нужно учесть, где будет общественный транспорт, где будут парковки... Не забыть еще, что в нашем климате бывает снег, и что летом должна быть зелень, а зимой чтобы удобно было убирать улицы. Все это спроектировать нужно.
То есть проблема в общей квалификации людей?
Ну, это как с английским газоном. Надо хорошо дороги строить 200 лет, тогда что-нибудь получится. А у нас то внизу коммуникации не так проложены, то дорогу продавило, потому что подушка не так сделана, то битум некачественный…
Вы упомянули чиновников, которые отвечают за конкретные направления деятельности. Что вы делаете для повышения открытости, публичности власти? Ведь блог в любом случае - это шаг публичности. Ведь не каждый губернатор пишет в ЖЖ.
Все-таки, как ни странно, я веду блог лично для себя. Вообще ведь правильно вести дневник. Любому человеку. И формулировать свои мысли на какой-то период времени, чтобы потом вернуться к этой теме и сделать определенные выводы. А ЖЖ - это уникальная вещь: во-первых, дневник, а во-вторых, это возможность проверить - а окружение вообще-то понимает, о чем ты пишешь?. Я говорю даже не о поддержке, а о простом ПОНИМАНИИ. Ты пишешь что-то, а потом понимаешь, что то же самое надо либо изложить другими словами, либо сделать какие-то шаги, чтобы тебя поняли правильно. Я, например, излагал в ЖЖ свои идеи по здравоохранению. И поставил вопрос: система здравоохранения должна представлять интересы жителей или врачей? Так вот оказалось, что комментарии были совершенно противоположные и подчас неадекватные.. А если нас не слышат и не понимают пользователи Живого журнала, то на что мы вообще рассчитываем? Так что ЖЖ - это прекрасный способ проверить себя и, конечно же, прекрасный способ научиться формулировать так, чтобы тебя услышали. Раньше мы это делали по-другому. У нас все члены правительства до сих пор читают лекции студентам.
Чтобы держать себя в интеллектуальной форме?
Чтобы уметь формулировать мысль. Вот уже три года каждый член правительства в обязательном порядке читает лекции, почти каждый член правительства. А начинали с очень тяжелых форматов…
Пользуясь случаем, хочу дать информацию по одному вашему нововведению в области образования. Министр образования Пермского края говорил, что во многих школах работают электронные дневники, куда записываются оценки и домашние задания. Так вот, мы в рамках семинара, организованного Пермским филиалом Высшей школы экономики, говорили с преподавателями, и выяснили, что эта система не работает, что все записи делаются формально и что это только лишняя нагрузка на учителей.
Давайте определимся, что значит - не работает. Как вы думаете, с какой целью созданы электронные дневники?
Я думаю, для того, чтобы в системе онлайн оповещать родителей об успеваемости их детей.
Ответ неправильный! Это не главная цель. Начиналось все совершенно с других вещей. В свое время был госсовет с Дмитрием Анатольевичем Медведевым, обсуждали проблему компьютеризации школ и пришли к выводу, что Интернет во всех школах поставили, а пользоваться-то толком никто не умеет. И первая мысль: как заставить учителей пользоваться Интернетом? Я тогда предложил отменить бумажные журналы и дневники. Отменить мне не разрешили, но мы ввели электронные дневники, и учителя теперь вынуждены работать в сети. Кроме того, если уж говорить про дополнительную нагрузку, то в части школ мы за эту работу учителям доплачиваем. Что я считаю неправильным.
А мне кажется неправильным заставлять преподавателей заниматься двойной работой.
Но ведь в обязанности учителя входит умение пользоваться Интернетом. Так что в этой части наша программа работает. Теперь наша задача состоит в том, чтобы учитель уже не смог отказаться от этой системы. Чтобы он в конце концов спорил не с нами, а с клиентом, то есть с потребителем услуг. Ведь у нас есть подушевое финансирование на каждого ученика, оно состоит из разных разделов. Пусть потом преподаватель беседует с родителем о том, что нужно вычеркнуть из подушевого норматива, и я не думаю, что родители захотят отказаться от работающего электронного журнала.
Олег Анатольевич, недавно ваш министр культуры рассказывал в средствах массовой информации о каких-то сказочных планах по реконструкции Перми, по приданию городу нового архитектурного облика и о том, что ваша администрация сотрудничает со знаменитыми европейскими архитекторами. Расскажите об этом поподробнее.
Я сегодня ночью прилетел из Роттердама, где как раз занимался с этими специалистами. И мы обсуждали три темы. Во-первых, мастер-план города Перми, во-вторых, создание в одном из высших учебных заведений города магистерской программы, которую будут вести европейские специалисты, они будут читать лекции и, может быть, давать диплом по градопланированию. И, в-третьих, министр экономразвития Набиулина в рамках Петербургского экономического форума просила меня вести форум по развитию крупных городов.
Что такое мастер-план Перми?
Это то, о чем мы уже говорили: а как все сделать по уму? С чего все начинать? Это интеллектуальная составляющая большого проекта. Вот наши предки взяли и спланировали город: вдоль Камы прочертили улицы, и перпендикулярно им тоже прочертили. Потом город начал расти, и в какой-то момент улицы стали хаотичными, кварталы - непонятными, системы транспортной связи нет…
То есть не было генплана города?
Да генплан-то был. И не один. Но к генплану можно относиться по-разному. Либо мы в него мозги вкладываем и думаем, как пройдет улочка, дом, какие принципы исповедовать, либо… Нарезка улиц не может быть больше ста метров, а у нас в стране - 300, тогда как в Европе 70-90 метров. Дома должны строиться преимущественно по периметру квартала и т.д. И когда эти правила будут разработаны, то тогда и можно будет о чем-то говорить. Но таких принципов у нас никогда не было. И решение о строительстве каждого нового дома принималось стихийно и без критериев, по решению главного архитектора.
То есть своего рода глобальная точечная застройка?
Да. Именно так и застраиваются все города России за исключением исторической части Москвы и Питера, где наблюдается хоть какая-то предварительная идея наших предков, которую так и не смогли разрушить. Поэтому мы сейчас пытаемся создать цивилизованные принципы градопланирования и общаемся с теми людьми, у которых есть успешно реализованные проекты.
Это какое-нибудь известное европейское архитектурное бюро?
Да, мы сотрудничаем с теми архитекторами, которые работают над созданием олимпийской деревни в Лондоне. Эти же специалисты трудятся сейчас над реконструкцией порта в Гамбурге, где нужно строить новые микрорайоны.. То есть наши партнеры - одна из лучших команд в Европе.
Но ведь для преобразования города требуются огромные средства. А сегодня на дворе – кризис.
Сначала по поводу денег. Когда я был в Роттердаме, я спросил о себестоимости квадратного метра. Причем я задал этот вопрос, находясь в одном из самых современных и по-настоящему крутых с инженерной точки зрения офисных зданий, оно находится в порту в Роттердаме. Это здание построено так, что раз или два в год первые этажи этого здания заливает, и это все было технологически предусмотрено, они просто все убирают на время, открывают окна, переезжают, а потом возвращаются, то есть действительно сложное в техническом плане сооружение. Так вот мне сказали, что себестоимость строительства равна 2000 евро за квадратный метр. Так что кто сказал, что они строят дороже, чем мы? Это по поводу денег. Теперь про кризис. Если бы не случился кризис, то, я боюсь, мы бы застроили город Пермь черт знает чем. Потому что мы бы не смогли остановить те стройки, которые были задуманы без всякого плана и ума. А теперь у нас есть время осмотреться, одуматься и подготовиться к нормальному планированию города.
Кризис может спасти будущий облик города. А как он сказывается на людях сейчас? Кто больше всего пострадал от кризиса в крае?
Кризис не может ударить по бюджетникам. Он может ударить только по бюджету. Реально сократить заработные платы никто не посмеет. В этом отношении бюджетники гораздо более защищены, чем реальный бизнес. Сегодня пострадавшие от кризиса - это те люди, которые вчера взяли кредит на машину и квартиру, а сегодня потеряли привычную зарплату, и кредит отдавать нечем.
Существует ли в крае проблема моногородов? Ведь им сложнее всего во время кризиса.
У нас есть очень тяжелый куст. Два города, связанные с металлургией и поставками для автомобильной промышленности. Это Лысьва и Чусовой. По ним еще не очень сильно ударило, но они находятся в гораздо более сложном положении, чем кто-либо другой. Никаких особых инструментов мы изобрести тут не сможем. А существующие инструменты - это общественные работы.
Уже что-то делается конкретно?
Общественные работы в этих городах уже идут и в муниципалитетах, и на территории самих предприятий.
А сами-то предприятия выживут?
Давайте определимся, какую задачу мы решаем. Мы спасаем производство или людей, которые остались без работы? Это две разные задачи. Решать надо и ту, и другую, но понимать, что задачи совершенно разные. Для людей - это общественные работы. Не факт, что человек туда пойдет, но нужно дать возможность. И тут очень важно поддержать человека, чтобы он не спился, потому что если человек не будет работать два года, он не будет работать никогда. Общественные работы - это дополнительный заказ от государства. И желательно организовать все так, чтобы почти все деньги уходили на зарплату. Между прочим, мы тут придумали интересную форму общественных работ для пользователей Интернета. Заметьте, что Интернет - это чуть ли не единственный формат, при котором почти все полностью уходит в заработную плату. Человек ничего не тратит, а по поводу трафика можно договориться. И мы сейчас вместе с компанией, которая сотрудничает с министерством обороны, сделали проект "Мемориал", мы делаем с ними проект по генеалогии. Люди восстанавливают семейные генеалогические связи, разыскивают предков, узнают о павших во время войны.
Это своего рода народная историческая деятельность, исследование?
Да. Подразумевается, что люди, сидя у себя дома, будут выполнять определенный пласт работы и получать за это деньги. Это как раз те люди, которые клумбы копать точно не пойдут. Посмотрим, что из этой идеи получится, но проект мы уже запустили.
Вы сказали, что общественные работы - это спасение для людей. А как решать проблему спасения предприятия?
Это совершенно другая задача. Суть кризиса в отсутствии рынков сбыта. Необходимо помогать предприятиям искать и завоевывать рынки сбыта. Нужно помогать в лоббировании заказов. Самому региону надо конкурировать с другими регионами. И странами. Вот наши инструменты. Ничего другого тут не придумаешь.
Как это делать?
Главное - не принимать никаких индивидуальных решений. Это самая губительная поддержка, это разрушение экономики. Приходит человек, и говорит: я хочу получить кредит в 10 млн. рублей. И мы отвечаем: да, парень, мы тебе дадим. Почему ему, а не кому-нибудь другому? Либо каждому, у кого есть определенный оборот, либо еще что-то, но нельзя принимать индивидуальных решений. Если мы предоставили льготу - снизили налог на прибыль, - то это касается всех.
Удается удерживаться от индивидуальных решений?
Это трудно, но другого выхода нет. В управлении регионом такое количество задач, которые нужно решать - и это беда региональных властей, - что до многих вещей никогда руки не дойдут. Если вы все хотите планировать и контролировать, то вы сгребаете на себя такой объем полномочий, с которым никогда не справитесь. Нужно определить правила игры на законодательном уровне. Чтобы все отдать, чтобы все, что можно, работало по конкурентным схемам. И не надо вмешиваться. Государству надо отрезать от себя огромные куски, избавляться ото всего лишнего. С одной целью: чтобы то, что остается государству, делать качественно. А у нас до сих пор, чтобы развивать бизнес, например, в другом регионе, нужно иметь ход к губернатору. А может, надо сделать так, чтобы бизнес можно было развивать не заходя к губернатору? В этом я вижу свою задачу.
Интервью взял Леонид Клейн