будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Ноябрь 8, 2025
Страна
Даниэль Александр

Можно ли запретить ненависть?

Можно ли запретить ненависть?
98_20

Бурная реакция как моих “соплеменников по крови”, так и либерально настроенных сограждан арийской расы, на известное “письмо 19-ти депутатов” Генпрокурору с требованием запретить все еврейские организации в России, почему-то стала меня раздражать.

Ну, что, собственно говоря, стряслось? Выяснилось, что скульптор Вячеслав Клыков, генерал Альберт Макашов, экс-губернатор Николай Кондратенко, академик Игорь Шафаревич и, по утверждению публикатора, еще человек пятьсот (среди них – 19 депутатов Госдумы от “Родины” и КПРФ) терпеть не могут евреев.

Ах, что вы говорите? А мы-то думали, что названные лица проливают слезы умиления каждый раз, как завидят пейсы и ермолку (вариант: выдающийся шнобель, торчащий кадык, глаза навыкате, или что там у меня числится по разряду первичных расовых признаков).

Но нет, оказалось, что это не совсем так. Оказалось, не любят нас, евреев, указанные граждане. А счастье было так возможно…

— Не передергивай! – сейчас же строго возразят мне мои либеральные друзья. — Не в том дело, что упомянутые выдающиеся деятели политики и культуры — антисемиты, а в том, что они смеют заявлять об этом публично.

А-а… Да, в самом деле: наверное, лучше было бы им всем по-прежнему притворяться пролетарскими интернационалистами и клясться в вечной любви ко всем народам мира, а к евреям, желательно, декларировать особую нежность. Замечу, впрочем, что некоторые из “подписантов” и во времена оны не особо скрывали свой антисемитизм, а кое-кто декларировал его в явном виде в том публичном пространстве, которое было тогда им доступно. Уж за Игоря-то Ростиславовича Шафаревича могу определенно ручаться. Более же робкие из нынешних борцов с еврейским засильем предпочитали в те времена использовать эвфемизм “сионисты”. И что, намного краше это выглядело?

…Но вернемся к аргументации либеральных братьев по разуму. Речь, стало быть, идет о пресловутой политкорректности, вот о чем.

Что ж, поговорим о политкорректности.

Суть этого новейшего европейского изобретения состоит, насколько я понимаю, в том, что некоторые взгляды, суждения, оценки признаются общественным мнением непригодными к публичному использованию. К таковым, в частности, относятся расистские и нацистские суждения (депутатский запрос в прокуратуру безусловно соответствует этим критериям – он насквозь пропитан антисемитизмом и откровенным нацизмом). В некоторых случаях негласный запрет на непристойные или опасные для общественного спокойствия высказывания даже подкрепляется санкцией Закона — но об этом чуть ниже.

Я назвал политкорректность новейшим изобретением. Это, конечно, не совсем так. XIX столетие знало свою “эпоху политкорректности” — она именовалась викторианской. Я сейчас не хочу вдаваться в подробный разбор того, какие именно суждения и взгляды безусловно осуждались викторианской моралью; важно другое — что по многим темам общество ограничивало свободу мнений и высказываний определенными, довольно жесткими рамками. К слову: пафос знаменитого эссе Дж.С.Милля “О свободе” состоит в защите свободной мысли отнюдь не от государства, а, в первую очередь, — от викторианских ограничений, устанавливаемых общественным мнением.

Я не осуждаю и не восхваляю викторианство. Я только пытаюсь проследить исторические аналоги нынешней политкорректности. При этом я не хочу ополчаться на крайности современной Европы, вроде фактического запрета на упоминание в отрицательном или даже юмористическом контексте лиц, принадлежащих к той или иной расе, или религии, или сексуальному меньшинству. Мне хотелось бы разобраться, как эта самая политкорректность работает, когда речь идет о высказываниях и суждениях, в самом деле отвратительных.

Фашистская идеология – это плохо? Конечно, это очень скверно.

Это – опасно? Когда у общества нет иммунитета к этой болезни, –опасно, и весьма.

Но меня всегда занимал вопрос: что же делать человеку, исповедующему эти скверные и опасные взгляды? Держать язык за зубами? Воля ваша, друзья-либералы, мне этот вывод как-то не по душе.

Позволю себе сослаться на семейный опыт. В биографии моего покойного отца были два периода, когда он сталкивался с нацистами. Первый раз — на фронте: они в него стреляли (и, между прочим, в конце концов попали-таки), и он в них стрелял. По правде говоря, не нацисты это, конечно, были в прямом смысле слова, а просто немецкие ребята, на которых тогдашние единомышленники генерала Макашова надели нацистскую форму и отправили воевать в Россию. И второй раз — в политическом лагере, куда ему случилось угодить в конце 1960-х. Нацистов там было изрядно: это ведь ложное представление, что Советская власть сажала исключительно людей либеральных и демократических взглядов. Лагерные нацисты были разные: некоторые очень противные, кое же с кем отец не то чтобы сдружился, – все-таки разница мировоззрений мешала, — но приятельствовал. И впоследствии всегда отзывался о них (не об их взглядах, конечно!) с искренним уважением. Фамилий не называю, ибо теперь эти люди в большом авторитете в той нацистской тусовке, откуда вышел депутатский запрос, и упоминание о приятельстве с безыдейным евреем может повредить им в глазах единомышленников.

Возможно, именно эти фамильные предания и сформировали во мне твердое убеждение: существует ровно два способа контакта с нацистами. Один – визуальный, через прорезь прицела. Это — когда идет война. В мирное же время следует относиться к ним, как к обыкновенным людям, только ненормальным, сдвинутым на человеконенавистнических идеях.

Переубеждать нацистов, сколько я их знаю, бесполезно, медицина здесь тоже бессильна. Стало быть, следует, как говаривали в прежние времена, предоставить их собственной участи.

— Но разве впечатляющие успехи нацистской пропаганды в России не ставят под вопрос общественную свободу и безопасность страны? Разве письмо “19-ти” не разжигает национальную и религиозную ненависть? Так не лучше ли, от греха подальше, усилить законодательные запреты на подобные высказывания или, по крайней мере, настоять на неукоснительном применении действующих правовых норм?

Действительно, сильное и влиятельное нацистское движение — страшная реальность сегодняшней России. Но сторонники “жесткой линии” по отношению к нацистам упускают из виду, как мне кажется, одно обстоятельство. Сколько-нибудь значительные успехи нацистской пропаганды в здоровом обществе невозможны. Стало быть, достижения нацистов в России (или Франции, или Австрии)— не болезнь, а симптом тяжкой болезни, поразившей общество. Лечить болезнь, сбивая температуру на градуснике, бессмысленно. Ну, добьемся мы исключения депутатов-нацистов из парламента, — а с избирателями их что прикажете делать?

Разжигание ненависти — в самом ведь деле крайне скверная штука. Но когда и в какой мере это скверное деяние следует рассматривать как преступление? На сей счет существуют разные точки зрения.

У американцев, с их трепетным отношением к Первой поправке, “hate speeches”, кажется, преступлением не считается: нужно доказать причастность говорящего или пишущего к конкретному преступному деянию, хотя бы в качестве подстрекателя. Но во многих странах Западной Европы — в Германии, Франции, Англии, еще где-то — они рассматриваются как преступление сами по себе и караются тюремными сроками. Это, кажется, сравнительно новое явление; возможно, я ошибаюсь, но само понятие “речей ненависти”, как уголовно наказуемого деяния, есть не что иное, как законодательное отражение концепции “политкорректности”.

Российское законодательство в настоящее время теоретически следует европейской тенденции: в ст.282 Уголовного кодекса РФ говорится о “разжигании ненависти” (эта формулировка сменила более расплывчатый, еще советских времен, термин “рознь”).

Читатель, наверное, уже догадался, что я — сторонник “американского” подхода к проблеме, столь блестяще выраженного Куртом Воннегутом в “Завтраке для чемпиона” (“Хайль Гитлер!” — “И вам тоже хайль гитлер, сэр”).

Но, скажут мне, ведь разжигание ненависти представляет собой общественную опасность.

Да, и огромную. Очень трудно провести границу между “разжиганием ненависти” вообще и подстрекательством к совершению конкретных преступлений в частности. Оратор на митинге или публицист в фашистском листке распинается о том, какие евреи плохие и как они из русского народа кровь пьют. Он не делает практических выводов из сказанного. Но такие выводы могут сделать его слушатели — и делают! На страницах все того же сайта “Руси православной”, рядом с обращением — рассказ о том, как два молодых нациста шесть лет назад убили в Вышнем Волочке милиционеров. Цель убийства — захватить оружие и поднять в Вышнем Волочке восстание против “власти жидовского кагала в России”. На сайте всерьез дискутируется вопрос, нравственно ли их деяние и соответствует ли оно христианской морали. Плюрализм полный: приводятся мнения и противников, и сторонников убийств. И кто же будет нести ответственность за дальнейшие убийства, спровоцированные этой, с позволения сказать, дискуссией? Будущие убийцы? Их духовные отцы? Редактор сайта? Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций, вынесшая “Руси православной” мягчайшее и нежнейшее предупреждение за публикацию “письма 500” (после скандала, разумеется) и “не заметившая” бурное обсуждение правомерности убийств, размещенное по соседству?

Мне кажется, что каждый должен нести ответственность за то, что совершено персонально им. Убийцы – за убийство. Подстрекатели – если имело место подстрекательство именно к убийствам — за это подстрекательство. Редактор — за содействие подстрекателям. Федеральная служба — за сознательный (глубоко в этом убежден) саботаж своих служебных обязанностей. И так далее. Да, границы провести трудно, но это необходимо.

А вот абстрактное “разжигание ненависти” мне как-то трудно уложить в рамки Уголовного кодекса и собственного отсталого правосознания. С этим злом надо бороться какими-то иными средствами. Почему? Ну, во-первых, я не верю в то, что это зло можно пресечь уголовными репрессиями — этим можно только загнать его в подполье. Нам это надо?

Во-вторых, мне претит обращаться к дяде-милиционеру с жалобой на плохих мальчиков, которые обзываются нехорошим словом “жиды”. Дядя придет, поставит мальчика Альбертика в угол, – и мы успокоимся, да?

Давайте вести себя как большие и отвечать на “разжигание ненависти” апелляцией не к милиционеру, а к обществу. И, если мы видим, что в массовом сознании нацистская проповедь находит отклик, а наша апелляция отклика не находит, давайте винить не нацистов и не общество, а самих себя — интеллектуальных импотентов, не способных противостоять очевидному бреду, не прибегая к помощи карательных органов.

А в третьих… Допустим невероятное: усилиями демократической общественности 19 депутатов Госдумы лишены неприкосновенности и преданы суду по обвинению в совершении преступления, предусмотренного 282-й статьей УК. Ну и хорошую мы обеспечим компанию Анне Альчук, Людмиле Василовской и Юрию Самодурову — обвиняемым по “делу художников” оно же “дело Сахаровского центра”! Ведь их судят ровно по той же самой 282-й! А инициаторы возбуждения дела — единомышленники христолюбивых и жидонененавистнических парламентариев (да, кажется, даже и персонально авторы обоих запросов в Генпрокуратуру в значительной мере пересекаются). Одна и та же правовая дубина с успехом используется обеими сторонами.

Ведь главный недостаток 282-й статьи в чем? Она избыточна и неконкретна.

Конкретные преступления, инструментом которых является слово, перечислены в УК и ГК: клевета, угрозы, подстрекательство к совершению преступлений, оскорбление и т.д. Никакое из этих преступлений Анне Альчук и ее подельникам вменить нельзя; вот и остается шить дело по 282-й.

А в пресловутом письме — содержится ли в нем состав какого-нибудь из этих конкретных преступлений?

Клевета? Авторы письма, в сущности, утверждают, что еврейство не является национальной или религиозной общностью, а неким законспирированным преступным союзом — и на этом основании требуют запретить в России все религиозные и национальные еврейские организации. И врут при этом безбожно, даже “кровавый навет” реанимируют.

И все же — не уверен: клевета ведь предполагает не просто ложную о ком-то информацию, но такую информацию, лживость которой была очевидна самому клеветнику, – а эти несчастные искренне полагают, что евреи живут по какому-то там “Шулхан-Аруху”. А если даже и неискренне, то поди это докажи.

Оскорбление? Ведь авторы “обращения 19-ти” не просто высказывают свои взгляды? Они оскорбляют чувства евреев как нации и иудеев как конфессии!

Ну да, оскорбляют.

Боюсь, что если я выскажу вслух то, что думаю про некоторые направления ортодоксального иудаизма как религии (про евреев как нацию, спешу сообщить, я ничего плохого не думаю, а только хорошее), про уровень духовности и неподражаемую раскованность мысли Талмуда, про свободу от мелочного регламентирования частной, религиозной и общественной жизни, обеспечиваемую Галахой, — я тоже оскорблю чувства верующих иудеев. А если выскажусь откровенно относительно гуманистического пафоса “мединских сур” Корана, особенно по отношению к женщинам и иноверцам… стоп. Разоблачителей учения Мухаммеда нынче и без меня хватает. И вообще, я в этих делах не специалист, и, вполне возможно, мои представления об иудаизме и исламе — поверхностны и односторонни.

Но все это совершенно неважно. Дело ведь не в том, что политкорректность не позволяет мне определить мои симпатии и антипатии к тому или иному религиозному учению - это она как раз позволяет. Она не позволяет мне делать это публично. Я сейчас говорю не о приобщении к вере – это дело частное, интимное и в публичности не нуждается. Я говорю о светской рефлексии по поводу конкретных конфессий, их места в современном мире, их роли в истории и в сегодняшней человеческой культуре. Политкорректность, кажется, в принципе запрещает подобную рефлексию, если она не носит комплиментарный характер, – ведь это может оскорбить чувства верующих.

А стеснение моей возможности высказываться на эти темы оскорбляет мое чувство свободного человека. Мне кажется, что эти темы — важны; что они могут и должны обсуждаться свободно, безо всяких стеснений (желательно, конечно, при этом знать предмет, не врать и не передергивать). Ну, и почему “чувства верующих” должны быть весомее моих чувств?

Депутатское обращение оскорбляет не только религию, то есть систему взглядов, но и народ, то есть, конкретных людей? О да, Кондратенко с Клыковым меня оскорбили; как мне это пережить? А знаете, что я вам скажу: если бы Кондратенко с Клыковым сказали в мой адрес что-нибудь лестное — вот тут мне стало бы не по себе.

Состав 282-й – да, налицо. Но ведь и то, что вы читаете, легко подогнать под 282-ю – “разжигание ненависти по идеологическому признаку”: я и в самом деле фашистов терпеть не могу и желал бы, чтобы читатель мою неприязнь разделил. Типичная хэйт спич.

Короче говоря, меня раздражают не бурные протесты общественности в ответ на антисемитские пассажи депутатов. Это — естественная и правильная реакция.

У меня вызывает раздражения адресация этих протестов. Большинство из них адресовано к власти и содержит требование “принять меры”. По-моему, это — типичное проявление советской ментальности. К тому же — контрпродуктивное.

И последнее. Иные протесты адресованы непосредственно авторам запроса в Генпрокуратуру. В целом пафос этих протестов можно свести к трогательному вопрошанию: “Не стыдно ли вам, господа антисемиты”?

Может, хватит спрашивать фашистскую гидру, не стыдно ли ей за то, что она – гидра фашистская? Ей не стыдно. Если кто помнит, на эти грабли первым наступил еще покойный Н.Я.Эйдельман.

По этому поводу мне недавно рассказали следующую притчу. Сидит на вершине горы Чудо-Юдо Змей Горыныч и всякого, кто к нему поднимется, огнем палит а затем… оставаясь в рамках публицистических приличий, скажем так: насильственно вступает с ним в интимные отношения.

Влезает на гору Иван-Царевич и, натурально, подвергается вышеописанному неполиткорректному обращению. Обожженный и разъяренный, бежит вниз, хватает там первое, что под руку попалось, — саблю там, копье и так далее, — и лезет обратно на гору, мстить Чуду-Юду. Добирается до вершины. А Горыныч высовывает из пещеры башку и говорит:

— О! Я так и знал, что тебе понравится…

См. также:

"Отсторожно: религия!" и "Осторожно: свобода!"

Раскрыт заговор математиков

Даниэль Александр
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).