Министерство регионального развития России признало Инвестиционную стратегию Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года соответствующей требованию Стандарта деятельности исполнительных органов государственной власти по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе. Таким образом, одобрена «дорожная карта», содержащая взаимосвязанные по целям, задачам, срокам осуществления и ресурсам целевые программы, отдельные проекты и мероприятия, обеспечивающие рост инвестиций в регионе.
Документ вышел действительно убедительный. Во-первых, он содержит подробный и обоснованный анализ существующего положения вещей. Желающему оценить сильные и слабые стороны Мурманской области, имеющиеся возможности и грозящие риски никуда больше ходить не надо, все изложено лаконично, точно и, представляется, честно. Во-вторых, здесь представлен перечень существующих инвестиционных проектов, причем довольно разнообразных. Например, проект строительства ветропарков и электростанции на участке автодороги Мурманск-Туманный-Териберка с участием голландских специалистов.
Кроме того, Инвестиционная стратегия определяет приоритетные для региона направления развития. «Основная задача для нас, – заявила и.о. губернатора области Марина Ковтун - создать такие условия, каких нет в других регионах, чтобы инвестор выбирал для своих проектов Мурманскую область». Особое внимание предполагается уделить сегментам, приоритетным для Заполярья, – транспортным и инфраструктурным проектам, горнопромышленному комплексу, рыбному бизнесу, туризму. Данные отрасли объективно наиболее привлекательны для инвесторов и могут стать локомотивами общего роста экономики региона.
Такой подход, в целом оправданный и логичный, содержит, однако, и серьезные риски. Главный из них – диспропорция в развитии муниципальных образований региона. Сложившаяся в советские времена карта области представляет собой цепочку в той или иной степени обустроенных моногородов с населением, занятым в горнорудной промышленности. На федеральную трассу от Норвегии к Петербургу "нанизаны" Никель, Заполярный, Оленегорск, Мончегорск, Апатиты и Кировск, Полярные Зори, Кандалакша. Плюс Мурманск и Североморск. А вокруг, на территории, большей, чем площадь Швейцарии и Австрии, покинутые и неразвитые территории с редким вкраплением воинских частей и гарнизонов. 93% населения –городское. И, несмотря на экономический рост в регионе, оно продолжает снижаться.
Дополнительной проблемой становится истощение ресурсной базы моногородов. Ухудшается качество руд, дорожают и сокращаются объемы добычи, остается недостаточной глубина переработки сырья, близок к критическому уровень износа производственных фондов на действующих предприятиях. Инвестиционная стратегия предусматривает освоение новых перспективных и богатых месторождений – таких, как «Олений ручей» или «Федорова тундра». Однако трудно сказать наверняка, позволит ли это решить проблемы уже действующих производств. К тому же, стратегию их развития будут определять владельцы холдингов, расположенных за пределами Мурманской области.
Получается, что помимо транспортной инфраструктуры, которая есть необходимое условие любого развития любого региона, объединить Мурманскую область и выровнять уровень развития ее муниципальных образований способна туристическая отрасль, которая ориентирована именно на удаленные, нетронутые, первозданные территории региона. Однако, говоря об инвестиционной привлекательности, нельзя забывать о привлекательности чисто внешней.
Строительство шикарной гостиницы в самом уникальном месте не будет эффективным вложением, если вокруг нее будут стоять хижины и бараки, десятилетиями не видевшие ремонта. Или если дорога к гостинице будет вести через развалины и свалки. И можно только порадоваться, что создатели инвестстратегии Мурманской области об этой банальной истине, кажется, не забыли. Во всяком случае, проект создания гостиничного комплекса Zhivago Wilderness Lodge в поселке Никель сопровождается реконструкцией дворца культуры «Восход» и площади перед ним, включая оборудование пешеходной зоны, модернизацию системы освещения, дорожного покрытия, установку скамеек и другого оборудования. То есть элементарным благоустройством.
И этот фактор не стоит недооценивать. Конечно, вкладывая деньги, инвестор будет, прежде всего, интересоваться нормой прибыли от разведения лосося или добычи краба. Однако проект будет более привлекательным, если проезжая, например, Печенгу и Лиинахамари, он будет видеть аккуратные городки, каких полно в соседних Норвегии и Финляндии, - с чистыми улицами, ухоженные домами, опрятными людьми. А сегодня при взгляде на Пушной, Териберку или тот же Никель эмоции инвестора, к сожалению, будут иными.
Можно возразить, что первично производство. Мол, заработает предприятие, пойдут налоги, будет и благоустройство. Но ведь может и не заработать в окружении серости и разрухи. В Мурманске, кажется, задачу решили и уже приступили к реализации проекта «Морская гавань».
Набережная любого приморского города в мире – его «золотая миля», где недвижимость – самая дорогая в округе. Кафе и бары, бутики и галереи, любимое место прогулок и встреч. Не говоря уже о рыбных ресторанах, где готовится то, что было поймано какой-нибудь час назад.
В Мурманске нет набережной. Вообще. А есть длинный ряд ангаров, складов, кранов, ж/д путей и топливных баков. Заполярный рабочий порт. Но не климат и производственная необходимость лишили Мурманск лица, обращенного к морю, а типичное в СССР пренебрежение красивым в угоду практичному. Сегодня так нельзя.
Реализация проекта «Морская гавань» позволит создать качественно новый вид города Мурманска – «Ворот в Арктику» со стороны моря, решить существующую проблему по приему больших круизных судов и обеспечить гостей и жителей города местом отдыха и проведения торжеств. Уже сегодня одной из достопримечательностей «Арктической гавани (Морской фасад)» является установленный на вечную стоянку у морского вокзала первый атомный ледокол «Ленин». В рамках создания морского фасада предполагается реконструировать здание морского вокзала, построить причал для приема больших круизных судов, создать современную инфраструктуру для обеспечения качественных морских пассажирских перевозок, организовать регулярное паромное сообщение Киркенес-Мурманск и заходы круизных судов.
Проект «Морская гавань» по своей сути – это инвестиция в будущие инвестиции. Логично, что заказчиком проекта в этом случае выступает правительство области. И было бы исключительно целесообразно распространить эту практику на всю территорию Мурманской области.