МВД России предлагает восстановить институт конфискации имущества преступников. Об этом сообщил сегодня сенаторам министр внутренних дел Рашид Нургалиев. По его словам, конфискация имущества, полученного противоправным путем, позволит подорвать экономические основы организованной преступности. "В нашем обществе по разному относятся к институту конфискации, однако, по мнению правоприменителей, она необходима как дополнительная мера наказания за тяжкие наркопреступления, организацию преступного сообщества и совершение теракта", - сказал министр.
Нургалиев считает, что исключение из Уголовного кодекса такого вида наказания как конфискация имущества (это, напомним, случилось в конце 2003 года) "снизила превентивную роль уголовного закона в борьбе с преступностью", а с помощью штрафов не всегда удается полностью лишить преступников их незаконных доховов. Министр привел конкретный пример: "Многие из вас, наверное, слышали о разоблаченной нами организованной преступной группировке Петрова. У ее членов было изъято более четырех тонн наркотиков на сумму свыше 45 миллионов долларов. Все преступники осуждены на срок от 18 до 21 года. Финансовые активы группы составили около 100 миллионов долларов. При этом максимальный штраф, который мог назначить суд, составляет лишь один миллион рублей. В данном случае это всего лишь 0,3 процента от финансовых капиталов наркогруппировки".
Таким образом, Министерство внутренних дел поддержало Генпрокуратуру в желании возродить полную конфискацию имущества для членов преступных группировок. В конце января этого года генпрокурор Владимир Устинов сказал, что "в противном случае для коррупционеров становится выгодна экономическая составляющая преступления".
Законопроект о восстановлении конфискации был внесен в Госдуму группой депутатов-"единороссов" во главе с первым вице-спикером Любовью Слиской. Суть законопроекта заключается в восстановлении статьи 52 Уголовного кодекса "Конфискация имущества" в качестве меры наказания, которая по замыслу авторов должна применяться в отношении совершивших преступления, отнесенные к категории "тяжких" (то есть предусматривающих в качестве наказания лишение свободы на срок пять-десять лет, в эту категорию попадают в том числе и налоговые преступления, совершенные в особо крупном размере) и "особо тяжких" (больше десяти лет лишения свободы).
В феврале комитет Госдумы по безопасности поддержал этот законопроект. Депутаты пришли к выводу, что установленные сейчас штрафы "зачастую и мизерно не могут компенсировать ущерб, нанесенный в результате преступной деятельности". Инициативу поддержали Конституционный и Верховный суды. Против принятия законопроекта высказалось правительство.
Сторонники конфискации ссылаются на Владимира Путина, который после трагических событий августа-сентября прошлого года поставил задачу перекрыть финансовые потоки, питающие терроризм. Кроме того, сторонники считают, что после возвращения конфискации в УК совершать преступления ради обогащения станет невыгодно - все равно отнимут. Противники же считают, что у нашего законодательства и так достаточно возможностей, чтобы вернуть государству то, что у него незаконно взято.