В Москве на 84-м году жизни скончался советский и российский журналист-международник, политический обозреватель, знаток бразильского футбола Игорь Фесуненко. В последнее время он тяжело болел и незадолго до смерти выписался из больницы. Как и Валентин Зорин, который умер всего на день раньше, Фесуненко рассказывал советскому зрителю о том, что происходит в мире. Он всегда был убежден, что любому режиму требуется пропагандистское обеспечение, а телевидения без цензуры не существует. Таких мастодонтов советской журналистики, как Фесуненко, Зорин, Бовин, Каверзнев, Овчинников, называли «политобозами». В отличие от современных пропагандистов, они не видели одно лишь разложение Запада и не угрожали превратить США в радиоактивный пепел. Они мыслили сложнее и диалектичнее, сплетая и расплетая «тугие узлы противоречий».
Игорь Фесуненко родился в Оренбурге в 1933 году. До 1940 года жил в Москве, пока отца, инженера по профессии, не отправили главным механиком на Запорожский алюминиевый завод. После начала войны всю семью эвакуировали на Урал, где отец работал на производстве алюминия для самолетов. Мать окончила юридический факультет в Иркутске, но после рождения Игоря и его сестры Ирины занималась домашним хозяйством. В 1944-м году она вместе с мужем вернулась в Запорожье, чтобы восстанавливать завод.
В 1950-м году Фесуненко переехал в Москву и поступил в Историко-архивный институт, после которого у него навсегда осталась привычка сортировать все строго по датам. В детстве футбол его мало интересовал, в отличие от баскетбола, в который будущий журналист играл хорошо. Многие прочили Фесуненко большое будущее в этой игре, но он спортивную карьеру делать отказался, потому что больше чем спорт его интересовала литература. В пятом классе он написал свою первую «повесть» - про шпионов, которые жили в сарае. Она так и называлась – «Люди из сарая».
В 1955 году Фесуненко окончил институт по специальности «историк-архивист», после чего на два года ушел в армию. С 1957 года работал в Главном архивном управлении, иногда писал в газеты заметки на исторические темы. Самостоятельно выучил испанский язык и в 1963 году его взяли на работу в латиноамериканскую редакции Гостелерадио СССР. Оттуда Фесуненко направили собственным корреспондентом в Бразилию, где он освоил португальский язык.
После возвращения в СССР в 1971 году Фесуненко пригласили вести телепередачу «Творчество народов мира», это было его первое появление на телеэкране. А через три года ему представилась возможность уехать на дружественную Кубу для работы собкорром центрального телевидения СССР. Предыдущий корреспондент пьяный за рулем посольской машины врезался в здание дипведомства на глазах у советского посла, поэтому ему срочно потребовалась замена. На Кубе Фесуненко работал до 1975 года, после чего его перевели в Португалию.
Вновь возвратившись в СССР в 1979 году, Фесуненко работал обозревателем и ведущим передач «Сегодня в мире», «Международная панорама», «Камера смотрит в мир», «Время». Будучи одним из ведущих политических обозревателей он был уверен, что профессионализм на телевидении заключается в умении понятно и ярко рассказать о событии, чтобы на первом плане была новость, а не персона ведущего.
Фесуненко не питал иллюзий по поводу искоренения цензуры в работе тележурналиста. Он был убежден, что бесцензурного телевидения не бывает, поскольку телекомпания обязательно представляет интересы государства или олигарха. При этом если во «Времени» - главной информационной программе страны - была жесткая цензура, то «Сегодня в мире», которая шла в прямом эфире, практически не подвергалась цензуре. «Мы говорили в эфире все, что считали нужным. Но если проблема была очень сложной, каждый из нас мог сам позвонить в ЦК или в МИД, чтобы уточнить нюансы в позиции СССР. Ведь главным для нас было не навредить интересам страны», - вспоминал телеведущий.
Бывшие коллеги рассказывают, что Фесуненко никогда не писал текст заранее. Он готовил лишь тезисы, все остальное было импровизацией. Поэтому ведущий нередко сбивался или не договаривал фразу. Но при восприятии на слух мысль, которую он хотел донести, становилась ясной и понятной.
Фесуненко практически пропал из эфира после прихода к власти Бориса Ельцина, который жутко обиделся на журналиста за предвыборную беседу на центральном телевидении. Был 1991 год, в преддверии выборов первого президента России по телевидению шли выступления и дебаты кандидатов. Предвыборные дебаты с каждым из них было поручено провести Фесуненко – эрудированному и чуткому ведущему, который был способен вывести собеседника на живой и интересный разговор.
Фесуненко просил всех кандидатов приезжать в Останкино хотя бы за полчаса до эфира, чтобы успеть обсудить с ними технические вопросы, но Ельцин опоздал и приехал в упор, прямой эфир пришлось задержать на минуту. Фесуненко, вероятно, это сильно задело, и он вел довольно жесткую беседу. Ельцин, привыкший к монологам, но чувствовавший себя не так уверенно в публичных разговорах с подкованными собеседниками, в тот день был на высоте и выиграл дебаты у своих соперников. Однако ведущему такая дерзость, в конце концов, вышла боком.
Фесуненко вспоминает: «Я мгновенно почувствовал его недоброжелательность по отношению к себе. Ельцин все время смотрел на меня настороженно, и любой вопрос воспринимал в штыки. И когда он сказал, что ляжет на рельсы, но не позволит России провалиться в нищету, я улыбнулся: «Наверное, это будет трудно сделать?» Кандидат Ельцин сразу обиделся. Ему стало жарко, он прямо в эфире начал снимать пиджак. Сделать это было сложно, и я сказал: «Простите, давайте сначала снимем микрофон!» И в шутку добавил: «Надеюсь, что дело ограничиться только этим пиджаком…» Он разозлился».
Новое руководство «Останкино» отстранило Фесуненко от эфира. Его направили собкорром в Италию, несмотря на то, что он не знал итальянского языка. В Москву ведущий вернулся через пару лет. Устроился в Московскую телерадиовещательную компанию, три года был продюсером понедельничного выпуска программы «Доброе утро» на ОРТ, в 2000-х работал на 5 канале.
В последние годы жизни Фесуненко преподавал на кафедре международной журналистики МГИМО. Он является автором 11 книг, четыре из которых о бразильском футболе. Был лично знаком с Пеле и сопровождал легендарного футболиста во всех поездах по России. За свою журналистскую деятельность Фесуненко награжден орденом «Знак Почета», медалью «За трудовое отличие».