Президент Владимир Путин поручил Министерству юстиции от имени России подписать протокол №15 к Европейской конвенции по правам человека. Россия в последнее время не слишком активно сотрудничает с Европейским судом по правам человека — но здесь в реформе заинтересованы не только в Москве, но и в Страсбурге.
Протокол №15 был принят Комитетом министров Совета Европы более трех лет назад, в мае 2013 года. Несмотря на то, что одновременно все государства-члены СЕ были призваны скорее его подписать, до сих пор есть шесть стран, которые его не одобрили. Помимо России это Латвия, Босния и Герцеговина, Хорватия, Греция и Мальта.
Суть документа в том, что с шести до четырех месяцев сокращается срок, в течение которого можно обжаловать действия национального правосудия в Европейском суде.
Основатель Центра содействия международной защите адвокат Каринна Москаленко объяснила «Коммерсанту», что собрать все документы, необходимые для жалобы в ЕСПЧ, за четыре месяца сложнее, чем за полгода. «Даже сейчас ЕСПЧ не принимает многие жалобы из-за того, что заявители не соблюдают срок их подачи», — отметила она.
В Европейском суде уже давно искали способы сокращения потока жалоб, с которыми он, фактически, не может справиться. Изменение срока составления жалоб в ЕСПЧ — один из таких механизмов.
Россия, в свою очередь, также старается сократить активность своих граждан: есть мнение, что они слишком часто обращаются за помощью в ЕСПЧ, так что тут Москва и Страсбург оказались заинтересованы в одном и том же.
Например, именно для возможности сокращения влияния ЕСПЧ на внутренние дела России в прошлом году Конституционный суд постановил, что спорные решения ЕСПЧ могут не исполняться, если они противоречат федеральной конституции. Решения о том, надо ли исполнять конкретное дело, принимает КС после обращения Министерства юстиции. Позже был принят соответствующий закон.
В Совете Европы эта норма вызвала недовольство. В пятницу на пленарном заседании Венецианской комиссии — совещательный орган при СЕ по конституционному законодательству — была принята рекомендация России исключить возможность неисполнения решения ЕСПЧ из национального законодательства. Ранее комитет министров СЕ, а это уже официальный орган, напомнил, что Россия обязана соблюдать все решения Страсбургского суда.
Также Венецианской комиссии не понравился закон «о нежелательных НКО». Было указано, что этот закон препятствует свободе ассоциаций, собраний и выражения. Эксперты считают, что необходимо указать конкретные критерии, позволяющие включать организации в список «нежелательных», причем решение должно приниматься судом, а не Генеральной прокуратурой. Также было рекомендовано дать НКО возможность обжаловать статус «нежелательной» в суде, причем на время процесса решение о признании НКО «нежелательной» должно быть приостановлено.
Официальной реакции Москвы на рекомендации Венецианской комиссии пока не было, но очевидно, что эти советы не станут инструкцией для российского законодателя.