Ученые из НИУ ВШЭ провели исследование и выяснили, что вынужденная самоизоляция во время пандемии COVID-19 негативно повлияла на российских женщин. 14% опрошенных стали чаще выпивать, 28% — переедать, а 7% — курить. Из плюсов — на самоизоляции у российских женщин появилась возможность выспаться.
Ученые отмечают, что строго научное определение современной самоизоляции дать непросто. Например, Роспотребнадзор определяет самоизоляцию как «строгий домашний режим, который соблюдается по месту фактического проживания, во время самоизоляции ограничиваются любые контакты с людьми, не входящими в ближайший круг совместного проживания».
Это определение похоже на то, как словари трактуют социальную изоляцию — явление, когда человек или социальная группа отторгается от других людей или групп «в результате прекращения или резкого сокращения социальных контактов и взаимоотношений».
Однако самоизоляция во время пандемии — это особая и специфическая ситуация. Ее главные особенности — добровольно-принудительный характер, пребывание в пределах собственного дома или квартиры, как правило — в семейном окружении, а также неумеренное использование интернета.
Опираясь на эти особенности вынужденной самоизоляции, ученые из НИУ ВШЭ решили выяснить, как она влияет на российских женщин. В частности, они предположили, что ее влияние, прежде всего, негативно. И вот к каким выводам они пришли.
Исследование показало, что часть жительниц больших городов перебралась в малые населенные пункты. Среди главных мотивов для переезда: страх, что в мегаполисе легче заразиться коронавирусом, желание помочь старшим родственникам, забота о здоровье детей и стремление сэкономить. 52% участниц исследования начали работать удаленно.
Основными плюсами самоизоляции россиянки считают возможности не тратить время на сборы и дорогу, сократить расходы и наконец-то выспаться. И хотя 50% опрошенных женщин признались, что на самоизоляции у них стало больше свободного времени, провести его с пользой получилось не у каждой.
«Мы не увидели, что женщины стали существенно больше времени тратить на обучение детей или приготовление еды, на учебу или саморазвитие, на ведение домашних дел, подсобного хозяйства, ремонт и обустройство жилья. Они начали меньше заниматься спортом и меньше уделять времени уходу за собой. Но при этом — дольше «сидеть» в социальных сетях, смотреть телевизор и спать днем», — отмечают авторы исследования.
К тому же российские женщины на самоизоляции стали чаще употреблять алкоголь — в этом признались 14% опрошенных, курить (7%) и переедать (28%). Для 17% семей все это закончилось конфликтами, которые разрушали отношения и провоцировали домашнее насилие.
«В силу специфики российского менталитета и прививаемых семейных ценностей, негативные тенденции не получили такого быстрого и кризисного течения, как в зарубежных странах, где после отмены режима самоизоляции резко увеличилось количество разводов» — отмечают ученые.
Ученые выяснили, что каждая четвертая участница исследования встревожена финансовым положением своей семьи. Падение уровня доходов — главное негативное воздействие вынужденной самоизоляции.
Стратегий, с помощью которых российские семьи поддерживали свое финансовое благосостояние на самоизоляции, было две. Первая — увеличение доходов, так поступали более состоятельные семьи. Вторая — сокращение расходов, так поступали более бедные семьи. Исследователи также пришли к выводам, что:
При этом 37% участниц исследования сказали, что не видят никаких плюсов самоизоляции, но сам факт ее воздействия не отрицают. О том, что их жизнь изменилась существенно или кардинально, заявили 53% участниц опроса.