С 12 августа на всей территории России начинает действовать единый номер вызова экстренных служб — по аналогии со странами Европы российскими властями был выбран номер 112. Набрав эти три цифры, можно будет вызвать полицию, пожарных, «скорую», службу реагирования в чрезвычайных ситуациях и даже службу «Антитеррор». Впрочем, услуга появится не мгновенно и не во всех регионах одновременно.
Ранее удобным единым коротким номером пользовались только владельцы мобильных телефонов, теперь же вызов можно будет сделать и со стационарных аппаратов. Привычные номера — 01 для пожарных, 02 для полиции, 03 для «скорой» и 04 для службы газа — продолжат функционировать.
Ранее единый номер 112 работал только в трех регионах — Курской и Астраханской областях и Татарстане. Опыт показал, что на региональном уровне удалось справиться со всеми проблемами, и теперь практика распространена на всю страну.
Создать единый номер экстренных служб не так просто, как кажется, и у него история практически такая же долгая, как у телефонной связи.
Когда-то давно, когда телефонные сети только появлялись, двух абонентов соединяла не автоматика, а специально обученный человек — оператор. Как правило, операторами работали девушки — их голос абонентам было приятнее слышать. Отсюда и устоявшееся выражение «Алло, барышня, соедините меня с...». Соответственно, барышню можно было попросить соединить с определенным номером, а можно было попросить переключить на полицию или пожарных. В небольших городах именно оператор на телефонном узле имел доступ к общегородской пожарной сигнализации — так как первый узнавал о возгорании.
Постепенно количество владельцев телефонных аппаратов росло, в межвоенное время в больших городах уже были десятки и сотни тысяч абонентов. На смену ручному труду телефонисток постепенно приходили более автоматизированные телефонные станции. Теперь владельцу аппарата нужно было либо точно знать номера ближайших полицейского участка или пожарной части, иначе приходилось объяснять телефонистке место своего жительства и ждать, пока она найдет в справочнике номер необходимого абонента.
Во Франции еще до Первой мировой войны было принято решение предоставить полиции номер 17, а пожарной службе — 18. Благодаря этому телефонистки могли быстро соединять абонентов с соответствующими службами, а обладатели аппаратов с дисковым набором — тогда еще относительной редкостью — могли позвонить в полицию или пожарную службу даже ночью, когда некоторые телефонные станции не работали.
Впервые единый номер для экстренных служб был введен в Лондоне в 1937 году. Для этих целей был выбран номер 999 — три девятки в импульсных телефонах набирались долго и, таким образом, была некоторая защита от случайных вызовов. Сейчас, кстати, ситуация кардинально изменилась — кнопка может быть нажата три раза подряд у телефона, который лежит в кармане штанов или болтается в сумке. А производители стараются сделать так, чтобы экстренный звонок с сотового можно было совершить и при заблокированной клавиатуре, и даже при отсутствии SIM-карты.
В результате «ненадежности» номеров, состоящих из одинаковых цифр, в начале 1990-х годов Европейский союз принял решение сделать обязательным для всех своих стран-членов единый номер экстренных служб 112. Преимущество этого номера также в том, что на дисковых и прочих импульсных телефонах набор номера происходил быстро.
Именно с мобильными телефонами в Россию пришел номер 112. До того, как сотовые стали по-настоящему популярны, средний россиянин считал, что за границей все экстренные службы вызывают по номеру 911, тут свое влияние оказали американские фильмы и популярная некогда передача про работу службы спасения в США. На самом деле номер 911 работает фактически только в США и Канаде, остальные страны используют либо номер 112, или различные национальные придумки. С началом распространения мобильников абонентов приучили к номеру 112. Но специальной службы создано не было, после звонка с сотового телефона по номеру 112 человеку отвечал автоответчик, который предлагал на выбор несколько экстренных служб.
Номер 112 — это единый номер телефона для всех стран Европейского союза, по которому надо звонить в экстренных случаях. Инициатива по введению общего для всех стран Европы номера принадлежит Швеции. Решение о введение этого номера было принято Советом Европы в 1991 году и закреплено решением Европарламента в 1998 году.
Во многих странах ЕС номер 112 существует наряду с национальными номерами экстренной помощи, едиными, как британский 999, или раздельными, как во Франции, где действует номера 15 (скорая помощь), 17 (полиция) и 18 (пожарная служба), Эстонии, где до полиции можно дозвониться по номеру 110, Польше, где отдельные номера также есть у полиции (997), пожарной (998) и скорой помощи (999). Однако, есть страны, где работает только телефон 112 — это, например, Швеция, Исландия и Дания, где европейский номер пришел на смену местному 000.
В России внедрение единой для всей страны системы-112 было законодательно закреплено в 2008 году. Однако множество проблем, в основном в части согласования по распределению полномочий между различными ведомствами, привели к тому, что система все еще не создана. Ожидается, что к 2017 году служба заработает в 67 регионах.
Введение единого номера 112 — это не просто переадресация звонков в необходимую службу. Предполагается, что звонок будет принимать обученный оператор, который сможет классифицировать проблему позвонившего и уже исходя из этого вызвать необходимую экстренную службу. Также по этому телефону можно будет получить элементарную консультацию по поведению в чрезвычайной ситуации — человеку подскажут, как оказать первую помощь, как спасаться от огня и т.д.
Работа операторов службы 112 будет максимально упрощена — автоматика определит номер звонящего, сразу будут загружаться его паспортные данные, операторы сотовой связи будут предоставлять данные о примерном месторасположении звонящего. Сокращение рутинной работы оператора должно улучшить работу всех экстренных служб.
В конце концов, согласно статистике, почти три четверти вызовов экстренных служб оказываются ложными, так что операторы примут на себя нагрузку по выявлению «бесполезного трафика».
Система 112 также должна стать инструментом контроля над действиями экстренных служб — будет записано каждое их движение по полученному вызову, что даст возможность оценить эффективность работы. Фактически накапливание информации обо всех вызовах в единой базе позволит анализировать и общую ситуацию в регионе или муниципалитете.
Предполагается также, что служба 112 будет доступна не только на русском языке, но также на английском, немецком, французском, испанском и китайском.