Через неделю на северо-западе страны пройдут выборы трех губернаторов, одного регионального парламента, а также будут распределены посты во многих сотнях муниципалитетов. Интрига сохраняется лишь в нескольких кампаниях, да и то с трудом.
Губернаторы
В сентябре в округе будут выбирать сразу трех губернаторов. Главы Коми и Архангельской области для этого досрочно ушли в отставку, а в Калининградской области выборы проходят в связи с истечением срока полномочий ее главы — хотя Николай Цуканов тоже на всякий случай досрочно ушел в отставку и получил разрешение президента на участие в кампании.
К счастью или к сожалению, ни в одном из трех регионов реальной конкуренции не наблюдается.
В Калининградской области Николай Цуканов не пользуется особенной популярностью. Да и в Москве, как показали события этого лета, у него нет выдающихся покровителей. Очень странная история с ним произошла в июне: сначала на официальном сайте Кремля появилась информация о его досрочной отставке с правом участия в предстоящих выборах, затем исчезла и была опровергнута, а еще через несколько недель президент все-таки дал губернатору почетную приставку «врио».
После историей с отставкой калининградского губернатора, сначала несостоявшейся, а потом все-таки состоявшейся, стало окончательно понятно, что главы российских регионов хотят идти на досрочные выборы не только для того, чтобы сместить их на более ранний срок, но и для получения официального «знака качества» из Москвы. Дело в том, что, согласно законодательству, досрочно покинувший свой пост губернатор имеет право участвовать выборах, только получив разрешение президента. По всей видимости, такое разрешение в бюрократическом мире ценится настолько, что заставляет уходить в отставку только ради него.
Помогла отставка Николаю Цуканову или нет, но конкурентов у него и правда не наблюдается. Всего на выборах зарегистрировано пять кандидатов — четыре от парламентских партий и один от Партии пенсионеров. Социологические опросы показывают, что за действующего губернатора готовы отдать свои голоса более 60% калининградцев, а примерно треть еще не сделали своего выбора. Соответственно электоральный рейтинг остальных кандидатов не превышает 5%.
Собственно на выборы губернатора Калининградской области многие обратили внимание лишь потому, что кандидатом на членство в Совет Федерации от Николая Цуканова стал специально уволенный под это с поста главы РЖД Владимир Якунин.
Архангельская область — один из последних регионов России, где губернатор сменился в результате поражения на выборах, произошло это, правда, в 2004 году. Игорь Орлов, действующий глава области, очевидно, учел ошибки одного из своих предшественников. Конечно, встречи с избирателями не стали более «живыми», агитационные плакаты не стали интереснее, зато удалось договориться с региональными элитами. Так, одним из кандидатов в сенаторы от Орлова стала Елена Вторыгина — депутат Госдумы от области, сильный политик, которой уже давно прочат повышение, а в 2015 году ее, по слухам, хотела выдвинуть в губернаторы партия «Родина».
В Ленинградской области интриги нет с того момента, как Владимир Путин принял досрочную отставку Александра Дрозденко и позволил ему переизбираться. Формально ему противостоят четыре кандидата: от КПРФ Николай Кузьмин, от ЛДПР Андрей Лебедев, от «Справедливой России» Александр Перминов и от «Гражданской платформы» Александр Габитов.
Менять Дрозденко действительно незачем — ни жителям области, ни Кремлю. За три года своего губернаторства он ни разу не оказался в центре скандала, областные истории практически не просачивались на федеральный уровень, что очень ценят в Кремле. Во всевозможных рейтингах губернаторов Дрозденко находится где-то в середине, причем ближе к лидерам, что, очевидно, является очень комфортной позицией.
На днях глава избирательной комиссии Ленинградской области Владимир Журавлев заявил, что в преддверии выборов в облизбирком не поступило ни одной жалобы — что, учитывая отсутствии интриги, совершенно не удивительно.
Законодательные собрания
Во всем Северо-западом округе 13 сентября избирается только один парламент — в республике Коми. Из 30 мест 15 будет распределяться по одномандатным округам, остальные 15 — по спискам.
Исторически сложилось, что в Коми партия власти и кандидаты от нее получают повышенную поддержку по сравнению со средним по стране. В 2011 году на выборах в Госдуму ЕР получила 49,3% голосов, но в Коми результат составил 58,8%, глава республики Вячеслав Гайзер на выборах в 2014 году получил вовсе 79% голосов.
В действующем Госсовете Коми «Единая Россия» имеет 24 мандата из 30 — 10 депутатов партия провела по спискам, еще 14 — по одномандатным округам. Только коммунисты смогли также провести депутата по мажоритарному округу, правда, всего одного.
Так что не стоит удивляться, если и на этот раз «Единая Россия» займет почти все места в Государственном совете.
Муниципалитеты
На муниципальном уровне самая настоящая борьба развернулась за пост мэра города Сортавала на берегу Ладожского озера в Карелии. Изначально было зарегистрировано семь кандидатов, причем шесть из них самовыдвиженцы, а один — представитель ЛДПР.
Действующий мэр города Сергей Козигон в выборах не участвует, хотя 4 года назад победил ставленника руководства республики. Против Козигона возбуждено уголовное дело за злоупотребление должностными полномочиями, так что многие ожидали, что он и не станет выставлять свою кандидатуру, но он все-таки сдал документы, собрал подписи и только на этом этапе был «отсеян» избиркомом. Некоторые даже подозревают, что он намеренно допустил ошибки в подписных листах, чтобы не участвовать в выборах, но и не терять при этом лица.
В отсутствии Козигона двумя главными претендентами на победу стали глава Сортавальского района Сергей Крупин, который ранее был начальникам местной железнодорожной станции и Елена Вансовская, которая возглавляет общественной движение со странным для москвичей названием «Против парка» (оно выступает против включения территории Сортавальского района в границы национального парка «Ладожские шхеры»).