будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 3, 2025
Страна
Усыскин Лев

На службе у Петра

На службе у Петра
Peter_I_in_Holland
Беседа Петра I в Голландии (фрагмент). Неизвестный голландский художник. 1690-е гг. Государственный Эрмитаж

"…да великие ж послы были в дву… синагогах, и в тех показываны великим послам от… рабинов на еврейском писме завет и пророчества, обвиты богатыми материями и стоят в великих шафах".

Это официальная запись от 26 августа (5 сентября) 1697 года о "культурно-образовательной программе" находившегося в Амстердаме Великого Посольства, в состав которого входил, как известно, и Петр Первый. В тот день посетили также несколько протестантских храмов – что же до синагог, то в ходе визита туда Петра угостили даже местным специалитетом: ритуалом обрезания младенца.

Событие было не только беспрецедентным (как, впрочем, и многие иные в ходе того вояжа), но и знаменательным, демонстрируя, в частности, определенный сдвиг в позиции российского монарха относительно евреев. Сдвиг действительно был, радостно отмеченный позднейшими литераторами, однако, сплошь и рядом переоцененный ими в своем масштабе – в ту или иную сторону, в зависимости от идеологической принадлежности последних.

Одни, приводя те или иные (нередко – вполне достоверные) высказывания великого царя, заявляют, что он был вполне в духе традиции русского XVII века законченным антисемитом, другие, напротив, поют дифирамбы толерантности Петра, якобы стремившегося отменить антиеврейские законы и привлекавшего евреев к себе на службу. Действительность была много менее пафосной, а то, что в ней и в самом деле способно поразить, требует, как обычно, более пристального и сдержанного рассматривания.

Итак, существуют умеренно достоверные сведения о том, что в ходе посещения Голландии к Петру обратилась группа представителей еврейских деловых кругов с, как бы сказали сегодня, предложением инвестиций в обмен на изменение статуса евреев в Российском государстве. Евреи вышли на царя с подачи амстердамского бургомистра Николая Витсена, ученого, географа, специалиста по России, человека яркого и на тот момент состоявшего в тесном общении с Петром уже несколько лет. Предлагаемые евреями инвестиции, точнее – экспорт технологий – не могли не заинтересовать царя, ибо среди отраслей тогдашней еврейской специализации были крайне важные с его точки зрения - например, как книгопечатанье (находясь в Голландии Петр подписал потом контракт на печатанье кириллических книг за границей). Что до подлежащего изменению статуса евреев – то таковой на самом деле являл собой "ноль-статус": евреям в Московское государство въезжать запрещалось в любом случае – даже на время, с купеческой миссией. Соответственно, амстердамским купцам, как минимум, хотелось позволения временного пребывания в России для себя и себе подобных. А все, что сверх того – уже как получится.

Тем не менее, Петр евреям отказал. Формулировка отказа варьирует в разных версиях от "спасибо, я сам ничего против не имею, но народ не поймет" до "спасибо, не надо, у нас своих жуликов предостаточно". Как было на самом деле, мы не знаем, но сам факт переговоров уже каким-то образом характеризует царя.

Еще более показателен в этом плане довольно печальный эпизод с неким Якушкой Яковлевым. "Жидок Якушко" был толмачом, нанятым посольством уже в Голландии. Как видим, антиеврейские предубеждения, коли они и были, не препятствовали принятию еврея на столь ответственную работу. Судя по всему, этот человек смог завоевать серьезное доверие, так как весной 1698 года его посылают в Англию, где находится тогда Петр, с миссией дипкурьера – он везет царю копии московской переписки посольства. Так вот – лучше бы они этого не делали, конечно. Ибо новоявленный дипкурьер в место назначения не прибыл. Он пропал вместе с документами.

Ведущие современные специалисты по истории Великого Посольства – Д. и И. Гузевичи – предполагают, что имел место факт коммерческого шпионажа. Дело в том, что среди пересылаемых бумаг с большой вероятностью были документы, касающиеся готовящейся Петром сделки по продаже за наличные деньги английским компаниям привилегии на торговлю в России табаком. И голландские конкуренты английских купцов наверняка были заинтересованы в информации, касающейся этих переговоров. Знал ли Якушка содержание перевозимых документов, был ли ангажирован заранее или же решил их похитить по собственной инициативе – об этом сведений мы не имеем. Зато знаем, что особых антиеврейских действий/заявлений со стороны Великого Посольства не последовало: "…дано амстердамскому курантарю, который в Амстердаме печатает куранты (слова "газета" еще, как видно, не использовали – Л.У.) Симону Шгейгуту, от печатания курантов, чтоб он напечатал о побеге вора и изменника жидовина Якушка Яковлева, чтоб его с сносными животами поймать, а кто поймает, тому дается 20 рублей; и за то курантово печатанье дано два ефимка, да жидовскому рабиновому клику полъефимка, чтоб он в жидовских синагогах о поимке того вора во время жидовского сонмища прокликал". То есть, мы видим, что предательство не связывается здесь с еврейским происхождением Якушки – со всякими бывает.

И, наконец, самый, на мой взгляд, характерный эпизод, раскрывающий тему "Петр и евреи" с почти исчерпывающей, модельной полнотой, относится к найму на русскую службу Антона Девиера. Этот человек был зачислен в так называемые царские денщики – специфическая должность фактического универсального порученца, с которой начинали многие лица, занявшие впоследствии должности первого ряда в государстве. Антон Мануилович Девиер действительно сделал при Петре отличную карьеру – он, в частности, стал в мае 1718 года первым Генерал-Полицмейстером Санкт-Петербурга – то есть первым в истории России главой государственной полиции. А, кроме того, по кругу выполняемых обязанностей, он, видимо, в той же примерно степени, как и Меншиков мог бы сказать о себе, что "это я построил Петербург!"

Так вот, этот человек прибыл в Амстердам из Португалии и был марраном – евреем, принявшим католичество под давлением инквизиции. Как известно, эти люди в Испании и Португалии не без оснований были обвинены в тайном исповедании иудаизма и подверглись изгнанию – значительная их часть осела в либеральной Голландии. Девиер крестился вместе со своими родителями еще в Португалии, но в Амстердаме прибился к сефардской общине. То есть, ни у кого, в том числе у его русских нанимателей, не было сомнений в том, что католиком он является лишь "для ксивы". При этом, наличие такой ксивы оказалось, по сути, необходимым и достаточным условием найма Петром молодого человека. Личные религиозные убеждения царя не интересовали. Впрочем, приехав в Россию, Девиер крестился в православие (католиком в России было не слишком комфортно жить – а какая, в сущности разница?) и никогда, насколько известно, в тайном иудаизме не обвинялся – хотя случилось ему подвергнуться и весьма серьезным, хотя и безосновательным репрессиям.

Евреелюбию Петра приписывают также завидную карьеру П.П. Шафирова – вице-канцлера, сенатора, в течение долгого времени формально второго, а по компетенции – первого человека во внешнеполитическом ведомстве Петра Великого. Петр Павлович действительно был сыном польского еврея, оказавшегося в плену во время войны 1654-1667 годов. Он стал холопом боярина Б. Хитрово, принял православие и потом был отпущен на свободу (став, по-видимому, коммерческим агентом своего прежнего хозяина). То есть, П. П. Шафиров был православным во втором поколении – что не являлось такой уж редкостью в России и до Петра Первого. Такие люди евреями не считались, хотя их "жидовское" происхождение иногда и фиксировалось в официальных документах.

Впрочем, особо ретивые энтузиасты доходят до того, чтобы записать в евреи даже петровского учителя Никиту Зотова – что уж совсем ни в какие ворота не лезет.

Другие тексты о Великом Посольстве Петра Великого на «Полит.ру»: «Реальность для монарха», «Блистательный источник русской технократии», «Цена царской истерики», "Вдали от дома", "Приватный ужин" .

Усыскин Лев
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).