Гибель журналиста, политтехнолога и автора блога «Записки Псиглавца» Зафара Хашимова, известного под ником churkan, — знаковая потеря для российской интернет-общественности. Разносторонняя личность, прекрасный собеседник, очень хорошо умевший интерпретировать реальность. По-своему философ, никогда не претендовавший на это звание.
Зафару Хашимову было 44 года, и он собирался в Таиланд. Теперь не доедет: выпал из окна своей квартиры. А ведь когда-то он говорил, что собирается на пенсии там поселиться. «В России унизительно быть стариком», - цитирую почти дословно.
С Зафаром я познакомился в 2006 году на предвыборной кампании в Ханты-Мансийске. Меня поселили там с очаровательным дядькой, который во время первого же совместного обеда заказал, кажется, двести граммов водки, объяснив, что его трезвое состояние - «это минус двести граммов», а в нормальное рабочее его как раз эти двести и приведут. Сразу стало понятно, что скучно не будет, несмотря на общую тоску и одновременно нервозность предвыборной кампании. Скучно не было.
«Можно подумать, что в Ханты-Мансийске живут какие-то песьеголовые», - поиронизировал я после знакомства по какому-то поводу. «Вообще-то, в некотором смысле так оно и есть», - ответил автор блога «Записки Псиглавца». У Зафара Хашимова всегда был какой-то нестандартный ответ, какое-то нестандартное решение, до которого никто не додумался. Помножьте его живой ум на крайнюю ироничность (в том числе, само-) и скептицизм, открытость, широчайший кругозор и обаяние, и станет понятно, почему он буквально очаровывал окружающих. Он мог говорить почти обо всем: политтехнологиях, политике, литературе, музыке, истории. Знал тысячи баек и умел их рассказывать.
Это уж потом я узнал, что прожил со мной бок о бок легенда Рунета, сам churkan. Идеолог и основатель сообщества «отдам_даром», автор проекта debilarius.ru, один из самых авторитетных блогеров.
Настолько авторитетный, что довольно-таки склочное жж-сообщество в 2008 году выбрало его своим кандидатом в Наблюдательный совет «Живого журнала». А это серьезное признание заслуг.
Он пару раз цитировал какие-то мои посты, и мне было очень приятно. Это тебе не ретвит от Навального, тут настоящий ценитель интернет-эстетики и всяких информационных перверсий.
Churkan — это, разумеется, не совсем Зафар Хашимов. Это его маска, альтер эго или его «мистер Хайд», если угодно. Еще более ироничный, бескомпромиссный, неполиткорректный, с уничтожающе точными и иногда издевательскими формулировками. Тут можно ничего больше не говорить, а предоставить слово самому churkan'у.
О власти
«Власть в России должна соответствовать своему народу - то есть быть тупой, бессмысленно-жестокой и мелочно-вороватой. В случае несоответствий случаются либо революции, либо массовые репрессии».
Об оппозиции и митингах
«Раньше городовые гоняли гулящих, а теперь гуляющих».
«Российские власть и оппозиция азартно бьются за второе место на известном конкурсе».
«Самая жуткая тварь на свете - человек, решивший, что он - орудие Добра, Правды и Справедливости».
«Эмоционально Восставших вполне понимаю, потому что действительно заебало и вообще обстановочка крайне душная. С практической точки зрения никакого смысла в этом Восстании не вижу, поскольку абсолютно все сценарии развития событий (включая абсолютно идеалистический - быструю и бескровную победу гипотетической революции) - крайне неприятные. Правда, некоторые из них - весёленькие, но я как-то не в настроении особо веселиться. Меня и в лучшие времена вся эта движуха не особо увлекала».
«Если альтернативой кровавой гэбне, коррупции и вырубке лесов являются Катя Гордон, Алексеева и Навальный, то я за кровавую гэбню, коррупцию и вырубку лесов».
О блогах и журналистике
«Главное правило российской журналистики. Вообрази, что твой читатель ещё тупее тебя. Не получилось? - Вон из профессии. Получилось? Хм, серьёзно? Ну ладно, для вот него и пиши».
Антон Носик в ЖЖ прозрачно намекает, что Зафар Хашимов покончил с собой. «Предпочел подоконник Таиланду». Почему-то не хочется в это верить. Лучше идиотская случайность, несправедливость судьбы или даже чья-то злая воля. Потому как — сам ушел — это обидно. Мог не уходить. А ушел. И больше не будет этих поразительных точных формулировок, периодических его звонков с предложениями какой-то работы, давно планировавшейся совместной пьянки. Обидно до ужаса.
Ну и напоследок опять слово churkan'у. «Из всех упущенных возможностей самая безвозвратная - возможность умереть молодым. До того, как станет по-настоящему страшно».
В проекте "Великая и не великая литература" (2007)