будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
РЖД терроризм
Май 21, 2025
Страна
Карпюк Илья

На вокзал как в аэропорт

На вокзал как в аэропорт
vokzaly-2703-6
Москва. Киевский вокзал. Источник: Фото: newsmoldova.ru

С 1 апреля на 32 вокзалах России сотрудники «Российских железных дорог» начнут в тестовом режиме досматривать всех пассажиров, которые решат воспользоваться поездом. Обустройство досмотровых зон уже обошлось бюджету примерно в полтора миллиарда.

Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте была утверждена президентом Дмитрием Медведевым в 2010 году после мартовских взрывов в столичном метрополитене. На усиление безопасности на всех видах транспорта федеральное правительство выделило 46,7 миллиардов. На свою долю железнодорожники закупили 180 рентгеновских установок для досмотра багажа, 50 рентгеновских сканеров для пассажиров и 116 рамок металлодетекторов. Все это оборудование будет использовано для создания досмотровых зон на 32 вокзалах страны.

Проверка багажа

РЖД планирует создать на своих вокзалах систему безопасности по примеру аэропортов — на входе сканировать весь багаж, а внутри вокзала выборочно досматривать пассажиров. Для выполнения этих установок специальные люди уже прошли обучение и теперь готовы стать «инспекторами по досмотру».

У плана железнодорожников по усилению безопасности на вокзалах есть два изъяна.

Первый — юридический. Пока что ни один закон не обязывает пассажира проходить контроль при посещении вокзала, а значит, любой досмотр должен быть добровольным. Это, понятное дело, легко выльется в неразбериху, опоздания на поезда, судебные иски и прочие проблемы. «Понятно, что на первых порах пассажиры и организации по защите прав потребителей будут предъявлять нам претензии, но мы пионеры в этой области. Фактически на нас возложена важная миссия: механизм будет отлажен на нашем полигоне», —  гордо заявил в связи с этим «Коммерсанту» начальник дирекции железнодорожных вокзалов РЖД Сергей Абрамов.

Второй изъян — логический и он намного важнее.

Во-первых, даже если идеально выстроить работу досмотровой службы, то все равно людям придется привыкнуть к тому, что на вокзал нужно приезжать не за пять минут до отправления поезда, а по крайней мере минут за тридцать, а лучше — за час. Потому что именно в тот момент, когда человек приедет на вокзал, обязательно что-то сломается, охранник отойдет в туалет, или просто вместе с ним прибудет группа из 300 человек — в итоге не избежать очереди на вход, а там еще найти поезд, желательно добежать до нужного вагона... лучше, в общем, приезжать сильно заранее.

Во-вторых, с трудом верится, что охраной трех десятков вокзалов можно будет серьезно усилить безопасность всех железных дорог. Можно вспомнить, что в подчинении Дирекции железнодорожных вокзалов находится почти 350 объектов. Если строго следить за всеми гостями Ленинградского вокзала в Москве и Московского в Санкт-Петербурге, то, наверное, удастся спасти «Сапсан» от пассажира с бомбой. Но по пути следования есть еще несколько станций, на которых делают остановки не такие скоростные поезда. Будут ли снабжены вокзалы Твери, Вышнего Волочка, Бологого и Окуловки рентгеновскими установками и металлоискателями? Или «безопасными» станут только скоростные поезда практически без остановок, а обычные поезда дальнего следования, в плацкартных вагонах которых путешествует вся страна, так и останутся взрывоопасными?

Между тем террористы, как показывает практика, при подготовке теракта на железной дороге обычно не проносят бомбу в поезд, а закладывают ее на путях. Первый теракт на железной дороге произошел 1 декабря 1879 года — народовольцы планировали взорвать личный поезд императора Александра II, который ехал из Крыма в столицу. В Подмосковье на путях была заложена бомба. Обычно царский поезд в целях безопасности следовал за поездом со свитой, багажом и т.д. Террористы, зная это, пропустили один поезд и подорвали второй. Императора тогда спасло то, что в Харькове у поезда сопровождения были проблемы с паровозом, из-за чего он задержался и ехал следом за императорским составом.

Теракт в электричке 2003 года

Самый известный взрыв поезда «изнутри» случился 5 декабря 2003 в Ессентуках в вагоне электрички «Кисловодск—Минеральные Воды». Погибли 47 человек, более 180 ранены. Следствие пришло к выводу, что теракт совершила смертница из террористической группировки Шамиля Басаева.

Закладывать мины на железнодорожном полотне намного проще — в России 86 тысяч километров путей и чтобы все эти километры охранять, нужно будет поставить под ружье не миллион человек, как сегодня, а все население страны.

Если пойти далее, железнодорожный транспорт — не только поезда дальнего следования, но и пригородное сообщение. Причем если вокзалы обслуживают все типы пассажиров, то множество станций рассчитаны только на пригородные поезда.

В России вокзалы делятся на четыре класса в зависимости от размера и, соответственно, вместимости. Самые большие вокзалы — внеклассные — имеют площадь помещений более 11 тысяч квадратных метров и вмещают более 1,5 тысяч пассажиров. Многие пригородные железнодорожные станции могут легко сравниться по этому показателю с вокзалами. А уж сами электрички — пригородные поезда — по пассажировместимости оставляют далеко позади поезда дальнего следования. Особенно в час пик.

Многие железнодорожные станции превратились в стихийные рынки — с огромным количеством палаток, магазинчиков, павильонов и т.д. в результате пассажиропоток там организован из рук вон плохо, так что в случае ЧП легко может начаться страшная давка, которую металлоискатели только усугубят.

Дело в том, что компании-операторы пригородного железнодорожного сообщения сокращают количество дешевых поездов или ставят их в неудобное время, из-за чего в часы пик они набиваются сверх всякой нормы. Если в вагоне около 100 сидячих и столько же стоячих пассажиров, а в составе 12 вагонов, то это примерно 2,5 тысячи человек — как в 46 плацкартных вагонах. Каким образом можно проверить несколько тысяч человек и весь их багаж за 20-30 минут — решительно непонятно.

Проверка документов

Выход, конечно, есть и он достаточно прост — дать право полиции проводить выборочную проверку пассажиров, научив стражей правопорядка отличать потенциально опасных людей от мирных граждан.

Проблема этого способа, однако, не только в том, что среди российских полицейских слишком часто встречаются чудовищные непрофессионалы, взяточники, бездельники и прочие профнепригодные граждане.

И даже не в том, что большинство российских начальников страдают «синдромом вахтера», то есть пытаются доказать свою значимость тем, что мешают спокойно жить хоть сколько-то зависящим от них людям. Так, например, многие охранники РЖД до сих пор при виде фотографа на вокзале готовы его обзывать последними словами, задержать, побить, да и вообще сделать все что угодно — хотя уже давно даже прокуратура подтвердила, что никто не может помешать снимать публичные места, то есть вокзалы.

Ну и, конечно, не в том, что закупка огромного количества техники и аппаратуры, найм и обучение персонала выльется в огромные затраты, которые так по душе распределителям бюджетов.

Проблема в том, что большинство терактов в России совершались кавказскими исламистами, и вполне логично, что полицейские при выборочной проверке будут руководствоваться внешними особенностями пассажиров. А это уже разжигание национальной розни.

Карпюк Илья
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).