будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Ноябрь 11, 2025
Страна
Новак Анастасия

Наблюдать за выборами в первом ряду с попкорном

Наблюдать за выборами в первом ряду с попкорном
rating2_1397044076.600x450_q85
civilfund.ru

2 июня Фонд развития гражданского общества представил третий выпуск рейтинга эффективности губернаторов. За последние два месяца исследователи зафиксировали наивысшие совокупные баллы лидеров рейтинга, отметили влияние деятельности СМИ на их эффективность, а также поделились ожиданиями накануне выдвижения кандидатов на выборы глав регионов, которые пройдут 14 сентября.

По сравнению с предыдущими выпусками рейтинга, третий носит консервативный характер – перемещения губернаторов оказались несущественными как вверх, так и вниз. Однако в преддверии приближающихся выборов глав регионов многие действующие губернаторы, планирующие свое переизбрание, стараются сохранять свои позиции или улучшать их. Именно поэтому первая группа (куда входят руководители с очень высоким рейтингом и наибольшим количеством баллов – от 75 до 100) набрала самое большое баллов всех губернаторов в сумме – 2038. К примеру, двумя месяцами ранее во втором выпуске их совокупные баллы составили 1793.

На первом месте оказался губернатор Ямало-Ненецкого АО Дмитрий Кобылкин (98 баллов), на втором – губернатор Калужской области Анатолий Артамонов(95), а на третьем – президент Республики Татарстан Рустам Минниханов (95). По результатам исследования Фонда, в первую группу попал и вр.и.о губернатора Ненецкого АО Игорь Кошин (79). Его предшественник – Игорь Федоров – находился ранее в рейтинге в четвертой (самой низкой по рейтингу) группе. Председатель правления Фонда развития гражданского общества Константин Костин объяснил это тем, что необходимость смены власти в этом регионе «действительно назрела» и в значительной степени «это рейтинг ожиданий», а от нового губернатора зависит закрепить за собой это место или его потерять.

На хороших позициях оказались и «новички» – те, кто вступил на эту должность недавно и ранее не оценивался Фондом – они стартовали с третьей группой губернаторов (со средним рейтингом от 50 до 65 баллов). Среди них оказались: и.о. губернатора Орловской области Вадим Потомский (61 балл), и.о. главы Удмуртской Республики Александр Соловьев(53), и.о. губернатора Курганской области Алексей Кокорин (53). На их работе пока сказываются ошибки предшественников, у них есть все шансы изменить положение дел в регионах, пояснил Костин.

Появление «новичков» отразилось и на результатах четвертой группы (с рейтингом от 50 баллов и ниже) – те губернаторы, которые в прошлых выпусках имели те же самые баллы, что сейчас, но находились выше в рейтинге, теперь оказались в самом низу. Среди них оказались: Таймураз Масуров (Республика Северная Осетия-Алания), Александр Худилайнен (Республика Карелия), Виктор Басаргин (Пермский край), Николай Денин (Брянская область), Сергей Ястребов (Ярославская область) и Андрей Шевелев (Тверская область). Отвечая на вопрос о влиянии позиций в рейтинге на деятельность губернаторов и жизнь общества, руководитель центра региональных исследований ФоРГО Виталий Иванов сказал: «Низкий балл в рейтинге является тревожным звонком для губернатора и дополнительным инструментом для работы экспертов и журналистов. Но это не наша вина, что эти губернаторы оказались в четвертой группе, это результаты работы привели их туда».

Помимо привлечения региональных экспертов к оценке положения дел в регионах, соотношения денежных доходов и расходов населения, а также оценки общественного мнения, изучалась информация из местных и федеральных СМИ. Как пояснил Константин Костин, главное для губернатора – стать известным – так, у главы Чеченской Республики Рамзана Кадырова всегда высокие экспертные оценки и медиа-показатели, а в этом выпуске они возросли еще больше в связи с его помощью в освобождении журналистов LifeNews.

А губернатор Рязанской области, испытавший на себе прессинг федеральных СМИ, потерял в этом рейтинге 16 баллов. По большей части, это «падение» связано с историей застройки музея-усадьбы Сергея Есенина и заповедника в ее границах. «Эта проблема очень волновала общество, а местные СМИ ее замалчивали, - рассказал Константин Костин. - Надо было как-то объясниться с обществом, пригласить экспертов, литературоведов, чтобы они сказали, что там делать можно, а что нельзя. В результате тема вышла на федеральный уровень и негативно освещалась в СМИ по отношению к областной администрации. Оценка общества и медиа-эффективности оказались низкими, и Ковалев сменил вторую группу на третью».

Публикуя рейтинг накануне выдвижения кандидатов на должности губернаторов субъектов федерации, которое должно состояться 6 июня, руководитель экспертного совета ФоРГО Леонид Давыдов объяснил, что и в этом, и в августовском рейтинге будет оцениваться тот фактор, что почти треть губернаторов из рейтинга пошли на досрочные выборы. Они выглядят предпочтительнее по сравнению со всеми остальными хотя бы в силу того, что находятся, по его словам, «в разогретом предвыборном состоянии». В сентябре они уже будут отходить от таких максимальных значений, какие имеют сейчас.

Не менее интересно будет наблюдать и на применение новой модели местного самоуправления, или двухуровневой системы власти в некоторых регионах (население избирает районные думы, а те формируют городскую думу, которая избирает мэра и участвует в назначении сити-менеджера). «Это очень оживит битву за ресурсы той команды, которая закрепилась в конкретном регионе, - говорит Давыдов. – Я, что называется, буду наблюдать за этим в первом ряду с попкорном».

Один из экспертов рейтинга и руководитель фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов отметил смягчение в отношениях федеральной и региональной власти, выделив три особенности: разрешение беспрецедентно большому количеству губернаторов пойти на досрочные выборы (ранее это разрешалось в единичных случаях); смягчение формулировок в законе о муниципальных реформах (его итоговая формулировка более компромиссная, охватывает большее количество форматов организации местного самоуправления) и готовность кредитовать из федерального бюджета региональные бюджеты. Ранее, по словам Виноградова, регионы ощущали нехватку средств на исполнение президентских указов, а теперь стали существовать в более комфортных условиях. Теперь регионам необходимо будет продемонстрировать управленческие способности по исполнению указов, а не только способность изыскать любыми путями свое финансирование.

Однако в связи с этим появились и новые вызовы, считает Виноградов. Первый из них – это досрочные выборы, к которым большинство губернаторов не готовы, поскольку никто не ожидал, что разрешение получит так много действующих руководителей. Второй вызов – что даст губернаторам досрочное переизбрание: «Как мы видим по итогам текущего рейтинга, показатели Денина в Брянске и Ковалева в Рязани демонстрируют, что такое переизбрание не является индульгенцией или охранной грамотой, не снимает многих проблем в отношениях с жителями и федеральным центром», - подытожил он.

Новак Анастасия
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).