2 июня Фонд развития гражданского общества представил третий выпуск рейтинга эффективности губернаторов. За последние два месяца исследователи зафиксировали наивысшие совокупные баллы лидеров рейтинга, отметили влияние деятельности СМИ на их эффективность, а также поделились ожиданиями накануне выдвижения кандидатов на выборы глав регионов, которые пройдут 14 сентября.
По сравнению с предыдущими выпусками рейтинга, третий носит консервативный характер – перемещения губернаторов оказались несущественными как вверх, так и вниз. Однако в преддверии приближающихся выборов глав регионов многие действующие губернаторы, планирующие свое переизбрание, стараются сохранять свои позиции или улучшать их. Именно поэтому первая группа (куда входят руководители с очень высоким рейтингом и наибольшим количеством баллов – от 75 до 100) набрала самое большое баллов всех губернаторов в сумме – 2038. К примеру, двумя месяцами ранее во втором выпуске их совокупные баллы составили 1793.
На первом месте оказался губернатор Ямало-Ненецкого АО Дмитрий Кобылкин (98 баллов), на втором – губернатор Калужской области Анатолий Артамонов(95), а на третьем – президент Республики Татарстан Рустам Минниханов (95). По результатам исследования Фонда, в первую группу попал и вр.и.о губернатора Ненецкого АО Игорь Кошин (79). Его предшественник – Игорь Федоров – находился ранее в рейтинге в четвертой (самой низкой по рейтингу) группе. Председатель правления Фонда развития гражданского общества Константин Костин объяснил это тем, что необходимость смены власти в этом регионе «действительно назрела» и в значительной степени «это рейтинг ожиданий», а от нового губернатора зависит закрепить за собой это место или его потерять.
На хороших позициях оказались и «новички» – те, кто вступил на эту должность недавно и ранее не оценивался Фондом – они стартовали с третьей группой губернаторов (со средним рейтингом от 50 до 65 баллов). Среди них оказались: и.о. губернатора Орловской области Вадим Потомский (61 балл), и.о. главы Удмуртской Республики Александр Соловьев(53), и.о. губернатора Курганской области Алексей Кокорин (53). На их работе пока сказываются ошибки предшественников, у них есть все шансы изменить положение дел в регионах, пояснил Костин.
Появление «новичков» отразилось и на результатах четвертой группы (с рейтингом от 50 баллов и ниже) – те губернаторы, которые в прошлых выпусках имели те же самые баллы, что сейчас, но находились выше в рейтинге, теперь оказались в самом низу. Среди них оказались: Таймураз Масуров (Республика Северная Осетия-Алания), Александр Худилайнен (Республика Карелия), Виктор Басаргин (Пермский край), Николай Денин (Брянская область), Сергей Ястребов (Ярославская область) и Андрей Шевелев (Тверская область). Отвечая на вопрос о влиянии позиций в рейтинге на деятельность губернаторов и жизнь общества, руководитель центра региональных исследований ФоРГО Виталий Иванов сказал: «Низкий балл в рейтинге является тревожным звонком для губернатора и дополнительным инструментом для работы экспертов и журналистов. Но это не наша вина, что эти губернаторы оказались в четвертой группе, это результаты работы привели их туда».
Помимо привлечения региональных экспертов к оценке положения дел в регионах, соотношения денежных доходов и расходов населения, а также оценки общественного мнения, изучалась информация из местных и федеральных СМИ. Как пояснил Константин Костин, главное для губернатора – стать известным – так, у главы Чеченской Республики Рамзана Кадырова всегда высокие экспертные оценки и медиа-показатели, а в этом выпуске они возросли еще больше в связи с его помощью в освобождении журналистов LifeNews.
А губернатор Рязанской области, испытавший на себе прессинг федеральных СМИ, потерял в этом рейтинге 16 баллов. По большей части, это «падение» связано с историей застройки музея-усадьбы Сергея Есенина и заповедника в ее границах. «Эта проблема очень волновала общество, а местные СМИ ее замалчивали, - рассказал Константин Костин. - Надо было как-то объясниться с обществом, пригласить экспертов, литературоведов, чтобы они сказали, что там делать можно, а что нельзя. В результате тема вышла на федеральный уровень и негативно освещалась в СМИ по отношению к областной администрации. Оценка общества и медиа-эффективности оказались низкими, и Ковалев сменил вторую группу на третью».
Публикуя рейтинг накануне выдвижения кандидатов на должности губернаторов субъектов федерации, которое должно состояться 6 июня, руководитель экспертного совета ФоРГО Леонид Давыдов объяснил, что и в этом, и в августовском рейтинге будет оцениваться тот фактор, что почти треть губернаторов из рейтинга пошли на досрочные выборы. Они выглядят предпочтительнее по сравнению со всеми остальными хотя бы в силу того, что находятся, по его словам, «в разогретом предвыборном состоянии». В сентябре они уже будут отходить от таких максимальных значений, какие имеют сейчас.
Не менее интересно будет наблюдать и на применение новой модели местного самоуправления, или двухуровневой системы власти в некоторых регионах (население избирает районные думы, а те формируют городскую думу, которая избирает мэра и участвует в назначении сити-менеджера). «Это очень оживит битву за ресурсы той команды, которая закрепилась в конкретном регионе, - говорит Давыдов. – Я, что называется, буду наблюдать за этим в первом ряду с попкорном».
Один из экспертов рейтинга и руководитель фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов отметил смягчение в отношениях федеральной и региональной власти, выделив три особенности: разрешение беспрецедентно большому количеству губернаторов пойти на досрочные выборы (ранее это разрешалось в единичных случаях); смягчение формулировок в законе о муниципальных реформах (его итоговая формулировка более компромиссная, охватывает большее количество форматов организации местного самоуправления) и готовность кредитовать из федерального бюджета региональные бюджеты. Ранее, по словам Виноградова, регионы ощущали нехватку средств на исполнение президентских указов, а теперь стали существовать в более комфортных условиях. Теперь регионам необходимо будет продемонстрировать управленческие способности по исполнению указов, а не только способность изыскать любыми путями свое финансирование.
Однако в связи с этим появились и новые вызовы, считает Виноградов. Первый из них – это досрочные выборы, к которым большинство губернаторов не готовы, поскольку никто не ожидал, что разрешение получит так много действующих руководителей. Второй вызов – что даст губернаторам досрочное переизбрание: «Как мы видим по итогам текущего рейтинга, показатели Денина в Брянске и Ковалева в Рязани демонстрируют, что такое переизбрание не является индульгенцией или охранной грамотой, не снимает многих проблем в отношениях с жителями и федеральным центром», - подытожил он.