Выгоды торговли с Россией через северные моря первыми оценили англичане, организовавшие еще в начале пятидесятых годов шестнадцатого века корабельную стоянку при впадении Северной Двины в Белое море – у Николо-Карельского монастыря – недалеко от нынешнего Северодвинска.. Однако надолго сохранить это знание в тайне им не удалось: другие морские державы, в частности Франция и стремительно набиравшие силу Нидерланды не замедлили двинуться следом. В отличие от балтийской торговли – через Нарву и ливонские пóрты – здесь купцам не надо было платить весьма высокие "зундские пошлины" – деньги, собираемые в пользу Датской короны с кораблей, проходящих через Балтийские проливы (Зунд, Большой и Малый Бельт). Естественно, Дания, в состав которой входило тогда Норвежское королевство, не желала мириться с уменьшением этих сборов и с помощью своего военного флота стала препятствовать северной торговле, требуя выплаты денег за проход вдоль норвежских берегов (притом, что на Балтике и в Ливонии Дания чаще всего тогда выступала как союзное России государство; впрочем, на севере с Данией были у России и территориальные споры – все эти вопросы в комплексе регулярно подымались в ходе межгосударственных переговоров, однако на море у России не имелось сколько-нибудь весомых аргументов).
Франция предпочла от этих надуманных претензий откупиться, а Англия и Голландия стали посылать свои корабли большими, хорошо вооруженными караванами. Либо в сопровождении специальных военных кораблей.
Голландцы появились на нашем Севере в середине 60-х годов XVI века. Сперва они торговали понемногу на Мурманском берегу, постепенно обороты росли, и вот уже малоизвестная деревушка Кола стала полноценным торговым пунктом с соответствующей таможней, складами, острогом и царскими чиновниками.
Англичане пристально следили за этой активностью, стремясь не дать ей захлестнуть Холмогоры. Так, когда один из первых голландских предпринимателей на русском Севере Оливер Брюнель приехал в Холмогоры, чтобы учить там русский язык, англичане написали на него донос, обвинив в шпионаже. Брюнеля отправили в Москву и приговорили к тюремному заключению. Однако, ему повезло. В 1570 году по просьбе богатейших на нашем Cевере купцов Строгановых, он был освобожден и затем активно использовался Строгановыми в их предприятиях: участвовал в экспедициях на Северный Урал и в бассейн Оби, ходил на судах вниз по Печоре. В 1576 году Строгановы отправляют Брюнеля в Европу вместе с несколькими членами своей семьи и партией мехов. Успешно продав привезенные песцовые шкурки и завязав множество полезных контактов в Нидерландах и Франции, Брюнель в следующем году вернулся в Колу на двух голландских кораблях вместе с новыми своими деловыми партнерами – Хоофтманом и ван де Валле. Компаньоны ставили перед собой цель – проникнуть в Двинское устье и начать торговлю оттуда. В тот же год Ян ван де Валле вместе с Брюнелем отправились в Холмогоры на разведку и уже в 1578 году первый караван из четырех голландских кораблей стал на якорь в Пудожемском рукаве Двинской дельты, в 15 километрах от якорной стоянки английских купеческих кораблей.
Надо сказать, что Иван Грозный отнесся и к голландским купцам вполне доброжелательно. Компания ван де Валле получила право платить половинные пошлины, торговать в Холмогорах и в других городах, включая Москву. Так же как и англичане у Никольского монастыря, голландцы выстроили на своей стоянке причалы и складские помещения, а в 1580 году Ян ван де Валле даже выменял у игумена Антониев-Сийского монастыря дом в Холмогорах на бронзовый колокол испанской работы.
В 1582 году резко активизировались действия датского флота в северных морях. Военные корабли Фридерика II перехватывали купеческие суда вплоть до устья Двины. В тот год одни только голландцы потеряли четыре своих корабля с грузом.
Однажды, голландское торговое судно, ведомое шкипером Клаасом Янсзом, преследовалось несколькими датскими кораблями. Шкипер завел свой корабль в Пудожемское устье и бросил якорь, но, увидев, что преследователи также собираются зайти в порт, вновь снялся с якоря и стал подыматься вверх по реке. Никогда прежде морские корабли не забирались здесь так далеко от моря, хотя сама по себе местность была голландцам не в новинку: на речных судах этот путь проходили все, кто намеревался попасть в Холмогоры. Идя таким образом, Янсз через 35 километров подошел к небольшому Михайло-Архангельскому монастырю, имевшему в то время 13 монахов-насельников, две деревянные церквушки и несколько келий.
Основанный в начале XV века монастырь стоял на мысе Пур-Наволок. Убедившись, что проход груженых морских кораблей до этого места вполне возможен, голландский шкипер сразу же оценил его преимущества по сравнению с приморскими стоянками. Здесь было не только не в пример безопаснее, но и имелось вдоволь места для строительства причальных сооружений, складов и домов. Голландцы тотчас же обратились к властям за разрешением перенести свою стоянку к Михайло-Архангельскому монастырю. Власти отреагировали хоть и с настороженностью, но весьма оперативно – в том же году были присланы двое московских воевод П. А. Нащокин и А. Н. Залешанин-Волохов. Ими был составлен план строительства новой крепости и 4 марта 1583 года царским указом это строительство было санкционировано.
Летом 1584 года строительство деревянной крепости было закончено, а весной следующего года сюда перевели из Холмогор стрелецкий гарнизон в 200 человек, вооруженных 40 пушками. Их поселили к югу от крепости – так появилась стрелецкая слобода. В том же 1585 году рядом с крепостью были построены деревянные гостиные дворы для купцов и две приходские церкви – Рождественская и Преображенская. Двумя годами позже гостиные дворы перенесли вниз по течению, прямо на берег рядом с крепостью. Было их, как водится, два: для русских и для иностранных купцов. В этих гостиных дворах, принадлежащих казне, купцы за отдельную плату могли хранить свои товары, заниматься оформлением сделок, а также жить во время торгового сезона. Здесь же имелось рабочее место для чиновников, контролирующих торговлю.
Уже в 1585 году новый царь Федор Иванович издал указ, повелевающий вести всю торговлю с иностранцами на Севере через новый порт. Коле, Печенге и другим портам Мурманского берега разрешалось теперь торговать только продукцией местного производства. Голландцы подчинились указу немедленно, англичане выхлопотали отсрочку – окончательно причалы у Николо-Карельского монастыря были заброшены ими лишь в 1591 году. А прежде того, в 1587 году, согласно царскому указу, 133 русским купцам из Холмогор и других мест Подвинья пришлось переселиться к Михайло-Архангельскому монастырю. Они образовали Жилецкую слободу, вытянувшуюся вокруг крепости.
Так возник новый город, царским указом названный Новыми Холмогорами, однако вскоре, вслед за собственным молодым населением, начавший и официально именоваться Архангельском.
На «Полит.ру» ранее публиковалась статья о появлении английских купцов в Двинском устье.