будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Ноябрь 16, 2025
Страна
Усыскин Лев

Начало обратного хода

Воскресным днем 12 апреля 1500 г. в Москвуторжественно въехал князь Семен Иванович Бельский – потомок Великого КнязяЛитовского Гедимина и, соответственно, близкий родственник правящего на тотмомент времени Литовского Великого Князя Александра. Приехал Бельский, однако,не в качестве знатного иностранного посла, а напротив, бил челом, чтобыМосковский Великий Князь Иван III его "пожаловал, взял в службу и с вотчиною". Этой вотчинойбыло Бельское княжество, недалеко от тверской границы – территория тогдашнейЛитвы. Соответственно, эти земли переходили под московскую юрисдикцию и уже отмосковского монарха возвращались Бельскому в удел. Вроде бы все это было похожена обычные в рамках феодального права операции – однако же, не совсем. Бельскоекняжество было дано в пользование литовским "господарем" при условиислужбы, и хотя сам князь мог по старинному праву "отъехать" на службук другому сеньору, земли с собой он уводить не мог. Да и само по себе правоотъезда в те годы уже тоже было некоторым анахронизмом – в частности,существовал литовско-русский договор 1494 г., прямо запрещавший такой переход вместес вотчинами. Понятно, что Литва возмутилась подобным самоуправством, однакоИван Васильевич это возмущение проигнорировал: чувствуя за собой силу, он обосноваланнексию притеснением в Литве православных, что соответствовалодействительности лишь с весьма существенными оговорками. Как бы то ни было, тойже весной к Ивану Великому отъехали из Литвы еще и несколько знатныхрюриковичей: Василий Шемячич, принесший Москве свое Новгород-Северскоекняжество (внук Дмитрия Шемяки, ослепившего Василия Темного, отца Ивана III!), и Семен Стародубский,владевший Стародубом, Гомелем, Карачевом, Черниговом. Приняв формально этиобширные земли под свою юрисдикцию, Иван отлично понимал, что не апелляции кстарине и правовым нормам решают дело – а потому немедленно выдвинул в походвесьма значительные военные силы, имевшие целью не только защитить владенияперебежчиков от возмездия со стороны их прежнего сюзерена, но и, по меревозможности, расширить территориальные приобретения – попытавшись, в частности,отхватить еще и Смоленск. Так началась первая объявленная русско-литовскаявойна, в которой Литва была обороняющимся, а не атакующим государством. Чтобыпонять основания действий московского государя, стоит взглянуть в общем наситуацию в Литве, причем, что называется, в динамическом аспекте.

Итак, с тринадцатого векалитовское государство начало расширяться на восток за счет русских земель.Постепенно в его состав вошла Полоцкая земля, Турово-Пинское княжество, большаячасть Черниговского княжества, Киевская земля, Галицко-Волынское княжество(частично отнятое потом Польшей) и т.д. Последним существенным приобретениемстал Смоленск, вошедший в состав Литвы уже при Витовте, в начале пятнадцатого века.Важно понимать, что этот процесс поглощения западнорусских территорий былсравнительно мирным и отчасти добровольным – подобное "собирание русскихземель" в целом соответствовало интересам их населения, сохранявшего своиобычаи, веру, язык и большую часть правящего класса и получавшего таким образомзащиту от татарских разорений, а также выход на богатые европейские рынки. Болеетого, в рамках литовской юридической системы русские города обычно имелигораздо больше независимости и правовых гарантий, чем города МосковскогоВеликого Княжества, – вплоть до магдебургского права и т.п. Да и в культурномплане – жизнь в мультиконфессиональной и многоязычной среде болееспособствовала интеллектуальному и духовному развитию русских, нежелимосковская замкнутость и подозрительность ко всему иностранному… И лишь насамом верху часть местных династий рюриковичей была замещена гедиминовичами.Впрочем, те и другие настолько переплелись посредством династических браков,что, по сути дела, представляли единый род. Как бы то ни было, к середине пятнадцатоговека, когда восточная экспансия Литвы сошла на нет, эта страна представляласобой довольно сложное образование. Большая часть ее населения говорилапо-русски и исповедовала православие, окормляясь Киевской митрополией – той, откоторой самовольно отложилась Московская в начале сороковых годов того века. Православнаяшляхта и князья (в том числе и из рода Гедимина) были представлены в органахуправления литовским государством и, в целом, имели почти равные права скатоликами-литовцами. Собственно, и государство называлось "великимКняжеством Литовским Жямайтским и Русским", вполне обоснованно считая себяпреемником Киевской Руси. По сему, новация Ивана Великого, начавшего именоватьсебя в официальных документах "Государем Всея Руси", не могла невызвать в Вильне протеста.

Тем не менее, определенные узлымежконфессионального напряжения периодически возникали – клубок взаимныхпротиворечий был довольно запутан ввиду большого количества задействованныхлиц: скажем, Литовский Великий Князь, в силу династической унии являвшийся ещеи Польским королем, был более заинтересован в равноправном интегрированиирусских земель и их населения в свое государство, нежели его католическоеокружение и (как ни странно) местные иерархи православной церкви. Так, желаявовсе устранить законодательные основы неравноправного положения в своемгосударстве православных князей, бояр и шляхтичей, Великий Князь Казимирнастоял на подтверждении Киевской Митрополией Флорентийской унии – союза 1439 г. православной и католическойцерквей при главенстве Папы. Напомним, что на повседневной религиозной жизнинаселения и священнослужителей эта уния никак не отражалась – и, тем не менее,благодаря этой инициативе Казимир оказался в фокусе критики как со стороныкатоликов, так и со стороны православных. Фактически, именно этот казус сталпредлогом к тем событиям, с которых мы начали рассказ.

Предлогом, но не истинойпричиной. Каковая состояла в объективном столкновении двух "центровкристаллизации" русских земель – Литвы и Московии. Стоит отметить, что этосоперничество, начавшись довольно давно, не было до конца пятнадцатого векасколько-нибудь острым. Литве приходилось и воевать с Москвой, и бороться завлияние на Рязань, Тверь и Новгород – но все это не носило уж очень серьезногохарактера. Литовского Великого Князя сдерживал то Ордынский сюзеренитет надРусью, то неуверенность в желании своих православных подданных воевать сосвоими единоверцами и соплеменниками, то гораздо более серьезные проблемы вотношениях с Тевтонским орденом и Польшей. Все осуществленные Вильной территориальныеприобретения на Руси по факту делались там, куда Москва свои руки недотягивала. Скажем, последним сторонником независимости Смоленска был как раз РязанскийВеликий Князь, тогда как его московский коллега в данном вопросе скорее поддерживалЛитву. При этом, в отличие от Москвы Ивана III, уже довольно унифицированной, в которой правитель мог посути свободно манипулировать воинскими контингентами, а также владениями своихподданных и всеми прочими аспектами их жизнедеятельности, Литва являлась весьмарыхлым образованием с довольно серьезными ограничениями власти своего ВеликогоКнязя. Так, собственно центральная часть государства – Аушкайтия, Жямайтия исамые старые по времени приобретения русские земли – были непосредственнымдоменом Великого Князя. Другие земли имели собственных князей, посаженных тамнекогда Великим Князем и впоследствии образовавших местные династии. Были икняжества, вошедшие в состав Литовского государства как целое, вместе со своимикнязьями. И, наконец, имелся – главным образом в верховьях Оки – целый ряднебольших княжеств, управляемых дальними потомками Михаила Черниговского иподчинявшихся Вильне на не слишком четко прописанных правах феодальноговассалитета. При этом все вышеперечисленные категории земель и их владельцевимели различные права и обязательства перед Великим Князем, да и понимали онисвое подданство весьма по-разному.

Безусловно, все перечисленныеобстоятельства были хорошо известны Ивану Великому –гению политики, чьябеспримерная интуиция почти всегда позволяла наносить удары наверняка.Вдобавок, это был человек, если так можно сказать, едва ли не ленинского уровняполитического цинизма – абсолютно свободный от сдерживающего действиякаких-либо внешних по отношении к политической целесообразности материй, както: родственных чувств (женой Литовского Великого князя была его дочь Елена),принципов справедливости, законов Божеских и человеческих, данных преждеобещаний и прочих малозначительных факторов.

Пожалуй, территориальный спор сЛитвой понимался Иваном как самое главное дело жизни – вернее, как дело,продолжать которое явным образом доведется его, шестидесятилетнего Ивана,потомкам и наследникам. Так же точно, как ему выпало продолжить, да и, по сути,закончить переданную собственными предками миссию – объединение в одноунитарное государство всех осколков существовавшей до монгольского нашествияВладимиро-Суздальской земли. Это чувство преемственности политических целейбыло, кстати сказать, великолепно развито у всех восьми даниловичей – предшественниковИвана на московском троне. И девятый отпрыск московской династии не должен былпосрамить своих отцов, но, напротив – вознести данный род политической интуициина новую, немыслимую прежде высоту.

А значит – экспромты былинедопустимы. Следовало завершить все, что необходимо было завершить,подготовить для этого решающего рывка. И Иван действительно сделал всевозможное: к началу нового века страна была объединена практически полностью –лишь Псков сумел пока сохранить какие-то крохи самостоятельности. Былоунифицировано законодательство (Судебник 1497 г.), расчищены препятствия на пути казенныхденежных потоков. Огромный рывок был совершен в международной политике. Вследза обретением независимости от Большой Орды, Россия Ивана Великого в историческиничтожные сроки создала вокруг себя предельно благоприятное внешнее окружение. Так,ближайший восточный сосед Московии – Казанское ханство, обладавшее определеннымвоенным потенциалом – было подчинено в ходе успешного похода 1487 г. и отдано марионеточномухану. Как-то незаметно для всех был напрочь разрушен "санитарныйпояс", построенный королем Казимиром для нейтрализации московских амбиций:Ивану удалось выбить из него сперва Венгрию, управляемую родным сыном Казимираи ставшую чуть ли не основным европейским партнером Москвы, затем МолдавиюСтефана Великого (в том числе через брак его дочери с наследником Ивана –Иваном Молодым) и, наконец, Крымское Ханство, ставшее едва ли не самым плотнымсоюзником Москвы против Литвы и Польши. А благодаря возникшим контактам сАвстрией, Итальянскими государствами и Папским престолом, Иван Великий лишилПольшу и Литву монопольного права выступать в сношениях с Россией как бы отимени католического мира. Теперь можно было идти вперед – ждали только случая,и он представился в 1492 г.

См. также:

  • Усыскин. Тщетная попытка единства
  • Усыскин. Русско-литовские бодания XIV века
  • Усыскин. Трижды крещеная Литва
  • Усыскин. Российская конституция XV века
  • Усыскин. Темная эпоха русской истории
  • Усыскин. Собор Московской Богоматери
  • Усыскин. Создатель России
  • Усыскин. Посткуликовское поражение Дмитрия Донского
  • Усыскин. Памяти одного контрафакта
  • Усыскин. Тот, кто прошел стороной. Немного мистики. Часть 1. Часть 2


Усыскин Лев
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).