будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 3, 2025
Страна

Начался второй раунд переговоров по Косово

С оптимизмом не очень
Сегодня утром в Париже начался второй раунд переговоров по Косово

Три часа назад в Париже начался второй раунд переговоров между представителями Милошевича и делегацией косовских албанцев. Сербское посольство возглавляет вице-премьер югославского правительства Ратко Маркович, албанское - один из руководителей Армии освобождения Косова Хашем Тачи.

Уже сейчас, через несколько часов после начала второго раунда (который, кстати, проходит с заметно меньшей помпой и без пышных церемониальных процедур) понятен его главный промежуточный результат - полный провал первого раунда. Первый раунд, эффектные переговоры в Рамбуйе, где чиновники из Контактной группы бегали, впрочем, совершенно безуспешно, с этажа на этаж от сербов к албанцам и обратно, после своевременного вмешательства американцев в лице Мадлен Олбрайт (для чего понадобились два просроченных дедлайна), якобы удалось закончить позитивом - неким политическим соглашением, которое согласны подписать и сербы, и албанцы. Последним нужно было только съездить домой и посоветоваться, на каковое благородное занятие им щедро выделили три недели. Реальным обеспечением соглашения предполагалось заняться теперь - во время второго раунда. Теперь понятно, что достигнутое тогда политическое соглашение - лишь фикция, в последнюю минуту обнаруженная формула для прекращения бесполезных переговоров и попыток как-то иначе повлиять на ситуацию, по крайней мере без столь пристального внимания со стороны общественности. В конце прошлой недели к Милошевичу направился «архитектор Дейтона» Ричард Холбрук (кстати, Холбрук не впервые занялся косовской проблемой - он уже проводил серию челночных дипломатических миссий в мае 1998, тоже, как мы знаем, в целом безуспешных), получил, что и должен был получить - уверения Милошевича, что никаких войск НАТО на сербской земле никогда не будет, и уехал ни с чем. А в субботу и воскресенье между сербами и албанцами в районе Вучитрна начались жестокие бои, каких не было уже почти год, если не учитывать расстрел в Рачаке.

Сегодня Ратко Маркович еще раз подтвердил на пресс-конференции, что всякое присутствие войск НАТО на территории Сербии будет рассматриваться только как вооруженная агрессия и никак иначе, и «отнять Косово у Сербии можно только силой». И, хотя некий источник в сербской делегации сообщил тихо, что определенный компромисс все же может быть достигнут, скорее всего под компромиссом сербы понимают нечто вроде заключения очередного перемирия или разрешения для НАТО разместить военные части, предварительно их разоружив- на такой компромисс Запад пойти не может.

Пока, в начале второго раунда, Запад предлагает три основных пункта соглашения:
1) Армия освобождения Косова разоружается;
2) 28-тысячный контингент НАТО размещается в Косово для соблюдения порядка и согласия;
3) через три года вопрос о статусе Косова снова выносится на обсуждение (с участием Запада, не референдум)

Пока не понятно, подпишут ли такое соглашение албанцы. Сейчас, видимо, об этом и идет речь в Париже. То, что такое соглашение не подпишут сербы, совершенно очевидно, и албанцы могут поставить свою подпись из тактических соображений - чтобы усилить противостояние Запада и Милошевича. Робин Кук пообещал, что на этот раз переговоры не займут более нескольких дней. Закончатся они, как ожидают все участники, наблюдатели и интересующиеся, полным провалом. Что будет дальше - трудно себе представить.

Зато известно, что Запад добился пока прямо противоположных результатов: первый раунд фактически выигран сербами, а Милошевич окончательно уверился в том, что НАТО не будет бомбить Белград. Как отмечают сегодня многие наблюдатели, Запад сделал для этого все возможное. Действительно, даже сам околопереговорный стиль - «есть маленькая надежда-», «сам факт начала - это уже-», «переговоры идут трудно, но мы все же-», - скорее демонстрирует слабость тех, кто эти переговоры устраивал, нежели в них участвующих. Запад загнал себя в ловушку, из которой понятия не имеет как выбраться, и не стесняется в этом признаваться, таким образом окончательно превращая успех в иллюзию. Трудно представить себе, чтобы такой вид блефа мог воздействовать на Милошевича, которого, как уже известно по опыту Боснии, для достижения реального результата нужно сильно напугать.

Конечно, имеются и объективные причины грядущего провала: Босния, не являясь составной частью Сербии, сама позвала на помощь западные войска, случай же Косово далеко не столь однозачен, что и порождает многочисленные разногласия внутри западной коалиции - кто-то считает военную акцию НАТО агрессией, кто-то - нет. Есть крайняя позиция России, которая, будучи членом Контактной группы, ко второму раунду переговоров окончательно перешла к поддержке позиции сербов, громко протестует против размещения войск НАТО, и тихо - против всех остальных войск, под чьим бы флагом они ни выступали. Наличествует, в конце концов, чрезвычайно разрекламированная Милошевичем идея о Косове как о «сердце Сербии», где в 1389 году сербское войско потерпело сокрушительное поражение от оттоманов. 600-летие со дня этого знаменательного сражения Милошевич отметил тем, что лишил Косово статуса автономии, каковой был предоставлен ей еще в 1974 году. Идея эта стала ответственностью Милошевича и заставляет с большим рвением отстаивать позиции - блеф, следовательно, должен выглядеть еще солиднее.

Однако все эти причины, кроме, возможно, последней, не могут считаться извинительными - перед лицом масштабной войны на Балканах Запад должен уметь не показывать истинного положения дел, суметь договориться если не с Россией, то внутри себя хотя бы о стиле переговоров, их публичном тоне - не исключено, что даже и с Россией можно было бы отрегулировать видимость единой тактики. Вместо этого последние два месяца Запад мнется на каждом своем ходу по полчаса, переспрашивает по три раза: «Что у тебя там - стрит?», потом набожно крестится, тяжело вздыхает и дрожащим голосом произносит: «У меня, кажется, каре». Такая тактика тоже встречается, чаще всего у тех, кто привык играть наверняка. То есть в таком случае каре должно быть настоящим, и его необходимо будет предъявить.

(МФ)

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).