будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 13, 2025
Страна

Наилучшее наказание для хорошего человека

Наилучшее наказание для хорошего человека
52_01

Слово «революция» подозрительно часто стало звучать для описании остроты российской политической ситуации. Ситуация, спору нет, остра, но, учитывая русско-историческое значение слова, нелишним кажется немного прийти в себя и обратиться к рациональному, а не эмоциональному духу времени. Хорошая новость состоит в том, что к грядущим изменениям мы готовы (мыслительно, в смысле понимания проблем страны целым рядом специалистов, а не в смысле состояния государственного управления) все-таки существенно лучше, чем в начале 90-х.

Для начала следует припомнить ближайший контекст «льготных бунтов» и, наблюдаемого в судорожной и неадекватной реакции на Беслан, «провисания рычагов власти». Первый президентский срок Владимира Путина был отмечен авансами на улучшение управления: в экономической сфере принимались не самые вдохновенные, но и не очень вредные решения. А иногда - и полезные. Кодификация и упорядочивание законодательства, так называемые «налоговые реформы» и т.п. не затрагивали основных проблем, но зато создавали временное ощущение большего порядка и стабильности. Полпреды в целом далеко продвинулись в деле установления некоторого контроля над региональными силовиками и влияния на губернаторов. Общество не очень сильно возражало против фактической национализации главного инструмента идеологического управления – центрального телевидения и совсем не возражало против «равноудаления олигархов».

И эта реакция общества была добротной и ясной. Таким образом, был выдан аванс на второй срок Путина, оправдавшего предварительную часть ожиданий: на следующем этапе более сильная власть должна была заняться, наконец, построением России, в которой можно по-человечески жить, и которой можно было бы гордиться. Проблема в том, что иллюзия стабилизации никем не осознавалась как иллюзия: общество боялось взглянуть в лицо реальности, в частности, реальности чеченской беды, слишком хотелось верить, что телевизор прав, и все в стране налаживается. Медленно, но налаживается. Хуже всего, что и правящая номенклатура стала жертвой иллюзий, постоянно путая свою усилившуюся пропаганду с анализом ситуации.

В 2003 году стало понятно (см. напримр, "Время технического президента"), что власть ожидает очередной кризис, а общество – очередное большое разочарование. «Единая Россия» и Владимир Путин вели, по политтехнологическому выражению, предвыборные кампании «говна и пара». То есть демонстрировали липовую борьбу с коррупцией, «подготовку к зиме», и тому подобное решение мелких коммунальных проблем, сдобренное незначительным повышением социальных и трудовых выплат.

Тревожный прогноз, который мы тогда делали, основывался на следующем суждении. Когда как не в предвыборную кампанию, правящая партия и президент должны были, наконец, обсудить, извините за необходимый в этом месте пафос, исторические задачи России? Демонстративный отказ от разговора с населением по существу, во-первых, уменьшал будущий политический ресурс правящей партии и президента, если бы они вдруг действительно собрались что-то делать. Во-вторых, увеличивал их зависимость от административного окружения, которое в любой момент может напомнить, кто и кому обязан победой в серой, номенклатурной, никого не вдохновившей предвыборной кампании.

В конце концов, не было же сомнений что Владимир Путин и «Единая Россия» выиграют выборы. Какой им был смысл оказываться зависимым не от народа (но тогда надо было всерьез обсуждать с ним свои цели), а от аппарата, который всячески «помогал»: телевизором, принудительной явкой и т.п.? Это сейчас аукается, например, в «льготных бунтах» - все же помнят, что никакой монетизации «Единая Россия» и президент во время кампании не обсуждали, то есть сокрыли от избирателя свои настоящие цели и методы.

Кроме того, последние выборы были выиграны на кампании против олигархов и «деле ЮКОСа», причем ни «Единая Россия», ни президент не стали прямо высказываться по этому поводу. Тем самым были тактически усилены, во-первых, партия «Родина», которая прямо присвоила усилия власти по борьбе с Михаилом Ходорковским, а во-вторых, теневая партия, которая и вела эту борьбу. Таким образом, Владимир Путин оказался в жестком административном окружении, в котором ослаблена система сдержек и противовесов (в связи с делом ЮКОСа и фактическим удалением «семейной» теневой партии). Также ослабла и публично-политическая система – в результате потери контакта с населением и удалением условно-оппозиционных партий.

Политическая система в России не совсем «слетела с катушек» только потому, что и «победившая» теневая элита быстро нашла свои внутренние противоречия, борясь за результаты передела собственности и за ставки на 2008 год, что оставляет еще какие-то возможности лавирования и сдерживания для более-менее внятных политиков и чиновников. Причем, в меру своей внятности им должно быть ясно, что нынешние протесты привязаны к льготам лишь формально, содержание недовольства в ином. И что, если с той же степенью эффективности и оглядки на населения начинать копаться в системе государственного образования, то бунт будет несравнимым (см. "Бушующие 00-е") и, вероятно, последним в смысле исторического существования России. 

Оптимизм в данной кризисной ситуации основывается на фаталистическом суждении: у России нет другого исторического выхода, чем всерьез заняться собственным (пере)устройством. Причем идеологическим содержанием изменений будет вопрос о справедливости (см. лекцию Виталия Найшуля "Реформы в России. Часть вторая"), что технически означает широко понятые социальные реформы.

Уже сейчас понятно, что экспертной квалификации в стране достаточно, чтобы как-то сформулировать основные пути и политические развилки в вопросе о социальных реформах. В отдельных публикациях мы готовы представить обзоры таких подходов. Здесь же ограничусь еще одним, практически-политическим суждением.

Самым большим дефицитом является конкретно-политическая активность, которая должна появиться внутри различных профессиональных и номенклатурных корпораций. Дело в том, что управленческий кризис вынуждает политическую систему частично открываться (см. предложения Александра Жукова по контролю за налоговиками или инициативу президента обсудить с артистами вопросы реформы финансирования репертуарных театров). Планы правительства в различных сферах закончатся ужасно, если только различные политические и общественные группы не воспримут их как "позитивную провокацию" и повод для собственной активности.

Ученым нужно не прозевать момент, в который еще можно будет участвовать в реструктуризации сферы науки, с одной стороны (выдвинуть политически активных представителей корпорации), и, напротив, внутри корпорации бороться против ее загнивающей закрытости, искать способы возвышения здравого и уничтожения вредного балласта, то есть обсуждать самореформу. То же самое в сфере образования, медицины, в более-менее здоровой части судебной и правоохранительной корпорации, военная корпорация  должна выдвинуть людей, еще обладающих квалификацией и доблестью.

В «Государстве» Платона о мотиве для хорошего, справедливого человека заниматься политикой сказано: «Чтобы они согласились управлять, надо обязать их к этому и применять наказания… А самое великое наказание – это быть под властью человека худшего чем ты, когда сам ты не согласился управлять».

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).