НедавноДмитрий Медведев принял решение об увольнении ряда высокопоставленныхчиновников Минобороны из-за срыва гособоронзаказа и недопоставок военнойтехники в войска. Приказ подготовило министерство обороны, и вряд ли президентзнал лично офицеров, попавших в приказ, и их должностные обязанности. Подписал,поверив министру обороны.
Итак,приказом президента из армии уволены: замначальника главного управленияВооруженных сил РФ генерал-майор Николай Ваганов, замглавкома ВМФ по вооружениювице-адмирал Николай Борисов и начальник управления развития и организациизаказов авиационной техники и вооружения Министерства обороны РФ полковникИгорь Крылов.
Ногенерал-майор Николай Ваганов уже был уволен из армии приказом президента, нотолько 26 октября 2010 года, о чем также сообщала пресс-служба Кремля. Тогдаформулировка приказа была другой: «в связи с очередными кадровымиперестановками в Министерстве обороны РФ». Генерал Ваганов подал рапорт обувольнении по собственному желанию и был отстранен от обязанностей в деньподписания приказа. Конечно, можно предположить, что он успел сорватьвыполнение гособоронзаказа до 26 октября. Но и это не так. Дело в том, что вдолжностные обязанности генерала не входили вопросы по формированиюгособоронзаказа и, главное, контроля за его исполнением. Правда было время, когдагенерал был еще полковником и замначальника 11 Управления МО РФ и имелотношение к гособоронзаказу, но только это было много лет тому назад и никак немогло повлиять на гособоронзаказ 2010 года. Более того, в те времена полковникВаганов получал за свою работу только правительственные награды.
Оботставке вице-адмирала Николая Борисова пресс-служба Кремля сообщила 19 марта2011 года. И это было вызвано не со срывом гособоронзаказа, а с закупкойвооружения за рубежом. В первых числах марта в прессу просочилась информация,что Россия собралась покупать у Франции вертолетоносцы Mistral на 170 млн евро дорожеих цены. Рособоронэкспорт вместе с министерством обороны тут же открестились отсвоего участия в подписании договора на таких условиях и взвалили всю вину навице-адмирала Борисова. Получалось, что он сам назначил цену и сам подписалдоговор без согласования с руководством. Поверить в такое положение вещейпросто невозможно. У военных в крови подчинение вышестоящему руководству. А темболее, в таком серьезном случае.
Правда позже появились сообщения, чтовице-адмирал здесь не причем, а в цену было включено обучение экипажей инекоторые технологии производства и вообще еще вопрос не решен окончательно.Вице-адмиралу быстро объяснили, что раз уж так получилось, то ему надо как-тоустраниться от этих дел. С возмущением Николай Борисов подал рапорт об увольнении.В итоге все вышестоящее руководство сохранило свои места, сообщив в прессу, чтоотставка вице-адмирала связана не с закупкой вооружения, а «исключительно сситуацией внутри ВМФ». Правда, что это за ситуация, никто объяснять не стал.
Историяполковника Игоря Крылова еще более примечательная. Во второй половине 2010 годав министерстве обороны работала Генеральная военная прокуратура (ГВП). Проверкуона закончила к декабрю. В начале декабря ГВП представила результаты своейработы на закрытом заседании комитета Госдумы по обороне. И результаты этивпечатляющие.
Толькоза десять месяцев 2010 года украдено было 2,19 млрд рублей. И это притом, чточиновничий аппарат министерства обороны был сокращен более чем в два раза. Вдокладе отмечается, что по сравнению с 2009 годом, коррупционная составляющаяувеличилась на 16,1%. Заметим, что предыдущий сравнительный показатель 2008 и2009 годов был 9%. Не ясно только, то ли прокуратура начала работать лучше, толи коррупция за год возросла в 1,8 раза. В докладе подробно говорится обо всехвыявленных преступлениях с именами и цифрами. Сказано и сколько заведеноуголовных дел, но не сказано, сколько уголовных дел предыдущей проверкидоведено до суда и сколько людей признаны виновными.
На этомже заседании комитета Госдумы по обороне был представлен еще один доклад,подготовленный уже министерством обороны. Представитель министерства докладывало проблемах коррупции в войсках. В докладе был озвучен список особопроворовавшихся. Вот в этот список и попал полковник Игорь Крылов. Емуинкриминировалась кража 3,6 млн рублей из госбюджета в 2008 году. Из текстаследовало, что полковник единолично заключил договор с ЗАО «Кулон-2» и положилденьги в карман.
И вновь не ясно, как эта историятрехгодичной давности повлияла на срыв гособоронзаказа 2010 года. Замечутолько, что Игорь Крылов подал рапорт об увольнении в декабре 2010 года, видимоему хватило впечатлений от военной службы и знаменитой офицерской солидарности.Как заметил наш источник из министерства обороны: «Скорее всего, ему приказалиподписать, он и подписал. У нас приказы командиров не обсуждаются. Самоесмешное, что он наверняка ничего не получил из этих миллионов. Сейчас это сталонормой. Я бы на его месте уже давно подал рапорт».
Такимобразом,
Зачем надо было на весь мир устраивать этот цирк? И о чем думала администрацияпрезидента, позволив ему подписать этот документ?
Наказаныза срыв гособоронзаказа 2010 года были и директора предприятий. Вице-премьер РФСергей Иванов доложил президенту об исполнении его поручения о наказанииконкретных виновников. Знаменательно для нынешнего правительства то, чтовице-премьер снял ответственность с кабинета министров и возложил вину напредприятия оборонного комплекса. Получается, что предприятия в нашей странесуществуют как бы сами по себе. Директора не ездят в министерства, недокладывают о своих проблемах и нуждах и вообще делают, что хотят.
Небудем останавливаться на списке наказанных директоров, а отметим общие для всехпроблемы. Прежде всего, договоры по гособоронзаказу 2010 года в основной своеймассе стали заключаться министерством обороны только в июне – июле прошлогогода. Продолжался этот процесс по октябрь включительно. И происходило это не повине предприятий.
Каждыйдиректор знает - заключить договор хорошо, но мало. Надо еще получитьавансирование. Из всех руководителей госкорпораций только Сергей Чемезов,управляющей «Ростехнологиями» заявил, что на гособоронзаказ 2011 года ониполучили лишь 18% от всей суммы. Так как осталось полгода на выполнение работ,можно смело заявить - и в этом году сроки будут сорваны. Жаль, господин Чемезовне сказал, что в прошлом году была такая же проблема.
Когдагособоронзаказ на будущий год будет утверждаться правительством в ноябрепредыдущего года, договоры с предприятиями станут подписываться в декабре, аавансирование начнет осуществляться в январе (в объеме не менее 40 -50% отцены), вот тогда и можно будет обвинять предприятия в срыве гособоронзаказа. Апока директоров можно наказывать совсем по другим причинам.
Так чтовопрос президента – кто персонально отвечает за срыв гособоронзаказа – осталсябез ответа. Пока наказали невиновных, возможно скоро наградят непричастных.