будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Минфин Россия налоги Владимир Путин малый бизнес
Май 16, 2025
Страна
Сафонов Александр

Налог для нянь и домработниц

Налог для нянь и домработниц
800-600_5LUUMUg
Цветочная лавка. Источник: pixabay.com

Новый налог налог для самозанятых протестируют в четырех регионах: Москве, Татарстане, Московской и Калужской областях. Он будет введен с 1 января 2019 года, пишет газета «Ведомости».

О ведении налогового режима особого налогового режима для самозанятых и индивидуальных предпринимателей, работающих без наемных сотрудников, Минфин заговорил еще в мая. Так называемый налог на профессиональный доход предполагалось установить в размере 3%, если услуги оказываются физическим лицам, и 6%, если юридическим лицам.

Такие ставки в Минфине предложили для самозанятых, годовой доход которых не превышает 10 миллионов рублей. Речь, напомним, шла об обложении налогом россиян, не зарегистрированных как индивидуальные предприниматели.

 
Сантехнические работы / pixabay.com

О том, что налог на профессиональной доход для самозанятых граждан могут ввести в России с 2019 года, журналистам сообщил 13 июня министр экономического развития России Максим Орешкин, участвовавший в совещании с экспертами и представителями бизнеса по вопросам развития и поддержки малых и средних предприятий. Он подчеркнул, что главным в новом режиме является упрощение отчетности. В то же время министр отметил, что перед введением такого налогового режима предстоит решить множество технических вопросов.

«Мы сейчас обсуждаем, как разойтись с точки зрения получения доходов между регионами и фондами. Очень много технических вопросов, которые на самом деле не касаются предпринимателей, для предпринимателей здесь должно быть все максимально просто и прозрачно», — приводит информационное агентство ТАСС слова Орешкина. Тогда, напомним, предполагалось, что режим может быть введен с 1 июля 2019 года.

О том, какие проблемы Минфин предполагал решить при помощи введения этого налога, и почему для его тестирования были выбраны именно эти регионы, с «Полит.ру» поговорил Александр Сафонов, проректор Академии труда и социальных отношений, доктор экономических наук, профессор.

 
Александр Сафонов

«Проблема налогообложения самозанятого населения в России достаточно актуальна: по разным оценкам в области "теневой занятости" или так называемого "серого рынка труда" находятся от 14 с половиной миллионов до почти 30 миллионов человек. Условия занятости у них абсолютно разные: где-то это основная деятельность — человек посвящает теневой занятости от восьми и более часов в день, где-то это — просто подработки.

Минфин всегда говорил, что для него крайне важно обеспечить эффективное налогообложение этого сектора, так как налоги с заработных плат этих людей не поступают ни в Пенсионный фонд, ни в Фонд социального страхования, ни в Фонд медицинского страхования. Я уже не говорю о том, что НДФЛ — это традиционный источник финансирования программ в Российской Федерации. Даже в пенсионной дискуссии обсуждалось, что нужно каким-то образом эту проблему решать, предприняв так называемый налоговый маневр.

Надо сказать, что в 2016 году был введен в действие закон о самозанятых. Тогда было определено четыре категории самозанятых, и были большие надежды, что самозанятые граждане (а к ним относились репетиторы, няни, домработницы, специалисты по уходу) раскроют свою занятость и, купив патент, легализуют себя.

 
Массаж на дому / pixabay.com

 

Этого не произошло: по итогам кампании в налоговой инспекции зарегистрировались не более тысячи человек. Что породило необходимость для Минфина искать другие подходы. Собственно, по этой причине Минфин и предложил облагать доходы самозанятых по льготной ставке — от 3% до 6%.

Почему для тестирования нового налога были выбраны именно эти четыре региона? Во-первых, это регионы с достаточно развитой экономикой, они имеют достаточно высокие доходы по отношению к другим субъектам Российской Федерации (а надо понимать, что самозанятое население в первую очередь оказывает услуги самому населению). А проводить любой эксперимент выгодно именно там, где для него есть платформа, база.

Во-вторых, в этих регионах проще попытаться учесть доходы и расходы граждан: и в Москве, и в Московской области, и в Татарстане очень сильно развиты электронные системы учета — те же электронные кассовые аппараты, чеки, которые внедряются во многих магазинах. И тут надежда как раз на то, что граждане, занимающиеся профессионально оказанием услуг в сфере самозанятости, будут заинтересованы в том, чтобы легализовать себя, заплатив небольшую сумму налогов. 

 
Проверка задолженности по налогам / mskagency.ru

Насколько эффективным это нововведение окажется, сейчас трудно оценить по одной простой причине: у нас в стране никто не делал комплексного исследования, сколько есть категорий самозанятых и в какой степени они заняты своей деятельности — где у них полный рабочий день, а где они просто подрабатывают. А оценить навскидку это не получится. Поймать репетитора, который официально трудоустроен в какой-либо школе, вузе, другом учебном заведении практически невозможно — тут нужна персональная работа с родителями, которые тоже не очень заинтересованы в том, чтобы демонстрировать условия обучения детей. Так что налоговой службе, если она захочет соотнести доходы с расходами, будет сложно это сделать. Здесь очень легко запутать следы: какие-то дорогие товары приобретают только на те деньги, которые получают на основном месте работы, а что-то, не привлекающие внимание налоговой службы, приобретать за наличные.

Вообще надо понимать интересы людей, которые работают в секторе самозанятости. И в первую очередь оперировать надо не желанием государства собрать налоги (а пока это превалирует во всех действиях Министерства финансов), а соображениями о том, что выгодно самому самозанятому, какие бонусы он может получить с закреплением своего статуса. Почему провалились попытки введения патентной системы? Потому что люди опасаются, что будут постоянно меняться правила игры, особенно в области налогообложения. Сегодня налог составляет 3%, завтра предложат платить 6%, потом 10%, 15% — а раз зарегистрировавшись, ты уже с трудом выйдешь из поля внимания налоговой инспекции.

Пока у людей все еще очень много непонимания того, что будет дальше. А раз они не уверены в том, как поведет себя Минфин, то, с их точки зрения, и закреплять свой статус нет резона. Одно дело — если склонять к этому будут силовыми методами, а другое — совершить это по собственной инициативе. Но граждане, работающие в рамках самозанятости, должны, например, бывают приобретать сырье, оборудование. А это требует некоторого оборота, в том числе обороты через безналичные платежи. Вот здесь новая система, скорее всего, сработает, потому что сейчас банки получили право блокировать счета, приостанавливает их работу, и, значит, лучше для самозанятых иметь формальный статус.

Я, кстати, думаю, что напрасно эксперимент не включили Белгородскую область — там, по данным статистики, количество малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, в отличие от других регионов, растет. То есть, видимо, там привлекательная ситуация для развития бизнеса. Но посмотрим, что будет происходить. Очень хорошо, что начали мы с тестирования. Увидим, что из этого выйдет», — сказал Александр Сафонов.

Сафонов Александр
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).