будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 30, 2025
Страна
Ореховский Петр

Налоговый феодализм

Налоговый феодализм
52_orexov

Речь здесь пойдёт о банальностях типа “кто платит, тот и заказывает музыку”. Наверное, единственный небанальный вопрос – почему приводимые ниже тезисы, являющиеся общеизвестными в экономической среде, не обсуждаются в среде политической. Но это – тема для отдельного обсуждения.

Начнём с того, высоки ли в России налоги? Судя по публикациям, обосновывающим необходимость их снижения (скажем, регулярно появляющимся в журнале “Эксперт”), налоги “душат производство и подрывают возможности экономического роста”. Так ли это?

Налоговое бремя принято рассчитывать как отношение налоговых поступлений к валовому внутреннему продукту. Пользуясь классификацией, предложенной Егором Гайдаром (1), Россия попадает в группу стран со средним налоговым бременем, характерным для таких стран, как ФРГ, США, Франция (примерно от 37 до 52%%). Налоговое бремя в разные годы меняется - в силу структуры налогов, по-разному реагирующих на фазы экономического цикла. Так, в России в 1998-1999 гг. налоговое бремя колебалось вокруг 40%, в последние годы – вокруг 50%. Есть страны с высоким душевым ВВП и аномально низкими налогами – 18-25% (Тайвань, Южная Корея, Сингапур), есть – с аномально высокими – свыше 60% (скандинавские страны).

Если налоги в России – средние, соответствующие некоторой норме, то откуда же столь высокая степень недовольства и постоянной критики действующей системы? Это связано со структурой налогов: в отличие от большинства капиталистических стран, где более 70% налогов платит население, физические лица, в России более 70% платят лица юридические, то бишь предприятия. Отсюда и справедливость упрёков в том, что:

    • облагается производство, а не потребление;
    • большая часть налогов носит косвенный характер, что стимулирует рост инфляции (механизм взимания НДС таков, что он берется не только повторно с фонда оплаты труда, но и с подоходного, и с единого социального налога, так что даже пенсии у нас не уходят от налогообложения);
    • в фазе экономического роста налоги на производителей растут быстрее, чем ВВП, а в фазе спада – снижаются медленнее, чем происходит спад, так что действительно наша налоговая система тормозит экономическое развитие.

Отсюда обычно делается вывод, что налоги надо снижать. Вывод озвучивается для широкой публики, и автора приветствуют как либерала. Однако в личных беседах экономисты честнее. И ни для кого не секрет, что:

    • основная часть налогов (вероятно, больше 50%), уплачиваемых юридическими лицами – уплачивается, по-видимому, не более чем 1000 компаниями-налогоплательщиками (возможно, даже одной сотней компаний, что для нашего рассуждения непринципиально);
    • в конечном счёте все налоги, будь-то с физических (НДФЛ, налог на имущество), будь-то с юридических лиц, выплачивает именно население, то бишь, лица физические;
    • для того чтобы удержать ту степень развития социальной и инженерной инфраструктуры, которая имеется в России, снижение налогов с юридических лиц должно компенсироваться их повышением для лиц физических. Утверждения вроде “снижение ставок налогов настолько оживит экономическую активность, что и налоговые поступления в целом вырастут” (кривая Лэффера) уже давно называются не иначе, как “экономическим шаманством” (2) и являются чистым лукавством со стороны экономических публицистов.

Можно ли собрать несколько миллионов налогоплательщиков, выбирающих парламент и своего президента, в одном зале и побеседовать об их трудностях? Вопрос риторический. А можно ли собрать 1000 человек? А может, они сами соберутся и пригласят к себе на собрание президента и большинство парламента? Вопрос конкретный. Даже, можно сказать, чисто конкретный.

В первом случае мы имеем перед собой нечто, напоминающее демократию, во всяком случае, со стороны налогового устройства. Во втором – ту самую, много раз обруганную “олигархию”. В последней конструкции безразлично, приближает ли к себе государь аристократов или аристократы приближают к себе государя. Главное – им друг без друга не обойтись. И экономические интересы крупного бизнеса должны учитываться в первую очередь, поскольку “иного не дано”.

За демократию нужно платить – как нужно платить и за олигархию. Но готово ли население платить за свои демократические права? И найдётся ли какая-нибудь политическая партия, называющая себя демократической, которая посмеет в России об этом сказать своему электорату?

Смешно здесь то, что за олигархию-то всё равно в конечном счёте платит население. Но при этом его об этом никто не спрашивает, в чём, по-видимому, состоит привлекательность современной российской конструкции.

Забавны и современные последователи Г. Джорджа, предлагающие изымать природную ренту. Основная часть этой ренты осваивается в пределах МКАД и по границе Обводного канала в Петербурге. И у кого хватит смелости начать в парламенте обсуждение взимания налога с имущества физических лиц по рыночной стоимости? Это куда более острая тема, нежели невразумительный “налог на роскошь”.

Действующая налоговая система делает нерентабельным строительство дома с последующей сдачей квартир в нём в аренду. Однако она делает выгодным серый рынок, при котором население инвестирует в строительство квартир, как в средство сбережения, и впоследствии сдаёт эти квартиры, не выплачивая налога с этой ренты. Возможна ли при этом реформа ЖКХ? Реализация национального проекта по жилью?

Если рассматривать общественный строй с точки зрения налогового устройства (и, соответственно, отношений распределения), то выдвигаемые некоторыми партиями лозунги “достройки капитализма” звучат немного странно. Советский социалистический строй, с этой точки зрения, выглядел вполне рабовладельческим (впрочем, тот же Сталин этого не отрицал, сравнивая стройки пятилеток с пирамидами Египта). Современное российское общественное устройство вполне феодальное – это и разница правоприменительной практики в отношении людей, имеющих разный социальный статус, и разница качества других услуг, предоставляемых государственным сектором разным сословиям… К сожалению (и это известная по работам Э. де Сото (3) и других экономистов банальность), в отношении развивающихся стран приходится констатировать, что Карл Маркс был неправ: развитие Интернета вполне совместимо с феодальными правами и привилегиями. Для полноты картины не мешало бы ввести имущественный ценз. Хотя зачем нам этот ценз, когда есть селективный доступ к СМИ и телевизионным каналам? А до буржуазной революции нам ещё далеко, коли есть даже массовое желание пост царя восстановить…

Примечания

1. Гайдар Е.Т. Аномалии экономического роста. – М.: Евразия, 1997.

2. Стиглиц Дж. Ревущие девяностые: (семена развала). – М.: Современная экономика и право, 2005.

3. Сото Э. де. Загадка капитала: почему капитализм торжествует на Запале и терпит поражение во всем остальном мире. – М., 2001.

См. также:

  • Ореховский. Наличное обращение и новые комсомольцы
  • Ореховский. Либеральная империя глазами сибиряка
  • Ореховский. Как нам либерализовать муниципалитет
  • Ореховский. Интеллигенция и предпринимательство
  • Ореховский. Эффект тромба в российской экономике
  • Ореховский. Другая жизнь российской бюджетной системы
Ореховский Петр
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).