24 марта в Совете Федерации собрались представители секций Экспертного Совета по Арктике, чтобы вместе с Сергеем Мироновым, возглавляющим Совет Федерации, разобраться, что делать с этой частью нашей страны — с сегодняшнего дня и до 2020 года. К этому дню всем присутствующим был представлен ежегодный Доклад, написанный членами Совета, с рацпредложениями. Все получили по копии доклада с предложением его изучить, расширить и дополнить.
Фото Маши Федоренко
- Где нам командировочные подписать? - деловито спрашивали представители секций, приехавшие в Москву заниматься судьбой Арктики. Но не было им ответа: Игорь Яковлевич Петренко, член Секции военной безопасности, защиты и охраны государственной границы РФ в области Арктики, даже в конце своего выступления специально попросил Миронова решить эту проблему.
Фото Маши Федоренко
Предстояло «заслушать» выступление Миронова и еще шести докладчиков. Но сначала — перекличка.
- Клюева никто не видел? - озабоченно спрашивала у всех элегантная дама с пышной прической, которая, видимо, отвечала здесь за дисциплину.
- Вот только что был!
- Точно?
Председатель начал первым. Он рассказал, что в Арктике много проблем, для решения которых нет законов. Непонятно даже, где проходят границы Арктической зоны. Инвестиционная привлекательность этого региона низкая, налоги высокие:
- Оленеводство, рыболовство нерентабельно, - с сожалением констатировал Сергей Михайлович.
Фото Маши Федоренко
- А-а, точно! - воскликнул член Совета, оказавшийся моим соседом.
Миронов говорил дальше: там загрязняется окружающая среда, есть даже радиоактивные отходы. Так что надо повысить штрафы и ужесточить санкции, и вообще - «аккуратнее относиться к последствиям своей деятельности». Следует также укрепить международное сотрудничество и влить в Арктику больше средств.
- Но овчинка выделки, конечно, стоит, - заключил Сергей Михайлович, намекая на арктические шельфы, ожидающие разработки.
Затем выступил Юрий Васильевич Неелов, который руководит Секцией социально-экономического развития Арктической зоны РФ. Он сказал, что ему было приятно, что предложения его Секции были приняты и включены в доклад — про создание законов - «арктических поправок» - и уточнение границ Арктики. Он предложил проводить выездные арктические собрания Экспертного Совета «для предметного изучения практики взаимодействия всех участников социально-экономической политики». В заключение он сказал, что предлагает одобрить Доклад и разослать, кому положено, а потом реализовывать программу, «с упором на инновационный вектор».
Фото Маши Федоренко
Потом слово получил Игорь Яковлевич Петренко. По его словам, Арктика — зона военной активности. Страны Арктического региона — Дания, Норвегия, США, Канада — имеют свои интересы в этой зоне. Там присутствует военная техника, якобы как часть их общей политики обеспечения государственной безопасности, которая, между прочим, позволяет «демонстрировать национальный флаг». Но тут рукой подать до появления возможных угроз национальной безопасности. Игорь Яковлевич их перечислил: нарушение режима международной договоренности по сокращению вооружений, их наращивание, расширение или создание блоков и союзов, а также выход из ранее существовавших союзов. Но сейчас все в порядке, и самое главное, что у нас достаточно ресурсов для военного присутствия в Арктике, а если что — мы их нарастим.
Есть и проблемы: устарела береговая инфраструктура и мало пограничных кораблей, беда с законами об охране границ. Еще есть тонкий и неприятный момент: у нас нет законов для отсчета морских зон в Арктической зоне. А если мы не подадим соответствующую международную заявку, то у России будут сложности — в 2013 году не получится разработать шельфы. У нас нет понимания архитектуры Арктики как региона, какая у него функциональная структура, непонятно — а это очень нужно. А еще проблема с системами законодательной и исполнительной власти, и не хватает единого информационного пространства.
Настала очередь Вячеслава Михайловича Макеева, руководителя Секции экологической безопасности. Он сказал, что его Секция — одна из самых малочисленных, но они постарались создать толковый доклад. Чтобы решить проблему экологической безопасности в Арктике, «надо решить целую серию других проблем», которые и привели к «плачевному» состоянию среды. Для начала надо ликвидировать последствия хозяйственной деятельности, которые нарастают и могут привести к еще более значительным проблемам. «Идет нарастание загрязнения всех сред», деньги на очистку не выделяются, а организации прилагают «недостаточно усилий», чтобы прекратить загрязнение:
- Государственные организации тоже не отличаются большим рвением.
Нет страхования и финансового обеспечения приисков. Вот США все застраховали и следят за экологией. У нас нет законов, которые заставят организации контролировать выбросы. Для начала нужно создать законы, улучшить экологический мониторинг, ввести страхование и финансово обеспечить риски гражданской ответственности, и наконец, создать правовую базу для контроля за экологией.
Заговорил Анатолий Николаевич Виноградов, руководитель Секции науки и технологий. Оказалось, что наш научный потенциал стал резко уступать другим приарктическим государствам, а также государствам, которые претендуют на передел природных ресурсов Арктики: Китаю, Южной Корее и Германии.
Во-первых, надо обеспечить внешние границы шельфа, доказать, что он принадлежит именно России. Нужно поработать над нашей заявкой, провести бурение и другие работы, хоть это и стоит 1 млрд. рублей, а то в ООН нам не утвердят для разработки 800 000 кв. км. И мы потеряем 8 млрд. тонн топлива. А на данный момент бюджета на разработку заявки не выделено. Корея и Китай уже построили исследовательские ледоколы и ведут исследования, которые должны бы проводить мы. А ведь у нас есть уникальные подводные аппараты.
Во-вторых, сейчас на 25 марта запланирована ратификация договора о разделе «серых» пространств Баренцева моря между Норвегией и России. Без него ООН не утвердит нам заявку, о которой Виноградов рассказал выше. Этот договор меняет экономическую ситуацию в Западной Арктике — Мурманскую область, Карелию и т. п. Там выстроили программу развития, и ключевым там является Штокмановский проект. А с ним мы должны выйти на газовый рынок в Европе и не пустить оттуда Норвегию. Норвежский парламент уже дал разрешение на проведение разведочных работ на своей части. Если мы не займемся этой проблемой, норвежцы нас подомнут под себя, и тогда экономическая привлекательность Штокмановского проекта, и развитие Западной Арктики рухнет. А это несколько тысч рабочих мест для молодежи.
- Весь геофизический российский флот работает за рубежом. Надо его срочно вернуть и отправить на ускоренную разведку нашей части «серой зоны».
В-третьих, у нас нет системы космического и геофизического мониторинга природной среды. США и Норвегия создали эти системы, а мы отстаем. Не решен вопрос о правовом положении научного комплекса России на Шпицбергене — мы нарушаем норвежское или российское законодательство.
И последнее: мы рискуем создать аварии на месторождениях, если не будем развивать системы геофизического мониторинга и если не внесем поправки о лицензировании для газовых и нефтяных компаний, которые будут делать бурение.
Начал свой доклад Антон Всеволодович Васильев, руководитель Секции международного сотрудничества. Он похвалил Доклад, хотя и сказал, что многие идеи его Секции в него пока не попали. Выяснилось, что международное сотрудничество в Арктике ведется успешно. Мы достигли успеха в переговорах с ООН, и в этом году хотим продолжить. Нам удалось впервые в рамках Арктического совета — а это уже не 5, а 8 прибрежных Арктических государств, разработать первое в истории пан-арктическое соглашение о сотрудничестве авиационного и морского флота. Это важно, иначе государства будут объединяться на основе, например, НАТО.
- Оснований для алармистских сценариев здесь у нас нет, - считает Васильев.
Фото Маши Федоренко
Завершил отчеты Секций Виталий Владимирович Клюев, член Секции траснпортного и инфраструктурного развития Северного морского пути, полярной авиации и кроссполярного авиасообщения. По его словам, авиация в Арктике очень важна из-за труднодоступности некоторых районов. Арктические моря плохо изучены, есть белые пятна на карте. Надо проводить рейсы.
Плохо дело с парком воздушных судов и наземной инфраструктурой. У нас почти не производят самолеты для суровых условия Арктики. Правда, например, в Якутии государство поддерживает развитие аэропортов, иначе бы все разрушилось. Нет непрерывного навигационного наблюдения и слежения за движением воздушных судов. Надо развивать Северный морской путь, но нет законов, которые обеспечивают безопасность движения и экологическую безопасность. Министерство транспорта уже разработало специальный законопроект, но Министерство обороны его заблокировало. Надо торопиться, потому что «известны попытки США и Норвегии объявить вне закона первозку тяжелых нефтепродуктов в районах, покрытых льдом».
Фото Маши Федоренко