То, что происходило на прошлой неделе, происходило, в основном в сфере духовной, нематериальной. Например, продолжились арьергардные бои с фальсификаторами истории, казалось бы, уже несколько затихшие – потому что пресловутая президентская комиссия должна собираться два раза в год, а из этого много шума не выжмешь, - но тут снова были предприняты попытки зажечь с периферии.
В частности, зажег Сергей Минаев в «Честном понедельнике», где наиболее ярким моментом передачи был, безусловно, эпизод, когда депутат-единоросс Владимир Мединский предложил фальсификаторов, в частности, фальсификаторов истории героев панфиловцев, самих отправить с гранатой под немецкие танки. А Минаев, на миг из-под маски телеведущего высунулся мелкий бес, сделать то же самое, но только без гранаты.
В конце недели фальсификаторов обсуждало так же и благородное собрание сайта Liberty.ru совместно с фондом "Историческая память". Однако разговор, как это всегда делается в дочках ФЭПа, шел тут очень практичный: как организовать мониторинг и во что выльются оргвыводы, буде фальсификаторы обнаружатся, дадут ли историкам чины и погоны.
Вообще, вся эта бурная деятельность может создать ложное ощущение, что страна Россия нанесла мощный удар по исторической фальсификации и что фальсификаторы здесь и по всему миру, по крайней мере, на время должны затаиться, переждать. Каково же возникает удивление, когда одновременно с этим обнаруживаешь прямо-таки разгул фальсификаций в самом центре антифальсификационной борьбы.
Так на сайте министерства обороны появляется статья начальника научно-исследовательского отдела военной истории Северо-Западного региона РФ Института военной истории МО РФ, полковника, кандидат исторических наук (естественно, Санкт-Петербурга) Сергея Ковалева, в которой он обвиняет Польшу в развязывании Второй мировой войны.
Типа и хотели-то гитлеровцы у нее всего-то кусочек-то оттяпать, чего уж так было кипятиться, провоцировать? Статья это потом – когда шум пошел - с сайта МО быстро исчезла, хотя и не исчезла же из памяти многих компьютеров. Причем, тут даже не то интересно, как и зачем она появилась (ну, сказано же, что в дискуссионном порядке!), а как мозги у людей работают?! Это загадка! Маньяков не расстреливают, в мозгах у них копаются. На самом деле, и Ковалев достоин не забвения, а наоборот, большого интервью.
А по телевизору – я случайно нарвался – в это же самое время шел знаменательный фильм «Легенда об Ольге», о разведчице, лично охмурявшей Гитлера. Мало того, что вся эта история изначально, скорее всего, фэнтези, то есть та же историческая фальсификация, но высшие чиновники вермахта разговаривали в нем друг с другом, как на нашей стройке: «неси сюда», пошел вон, болван!». Сначала я подумал, что это комедия в духе Джими Абрахамса, Дэвида Цукера и Джерри Цукера (только не смешная), но знакомый кинознаток разубедил: все на полном серьезе. У фильма хорошая реклама.
***
Серьезный разговор в тот же понедельник шел о пенсионной системе в клубе «4 ноября». Краткий отчет опубликован. Невысказанный смысл толковища заключался в том, что система в кризисе, пенсий нет и, в общем-то, не предвидится. А не предвидится потому, что пенсии можно брать только из запасов, а запасов в стране нет, их делать никто не хочет. В частности «Клуб 4 ноября» поддерживает, чтобы и не было.
Вот фраза: «Постоянный ведущий клуба Валерий Фадеев начал заседание с заявления, что готовящаяся пенсионная реформа может крайне негативно отразиться на российском бизнесе». И вот: «В результате принятия законопроекта налоговая нагрузка возрастет почти по все отраслям производства». И вот: «С Томчиным согласился сопредседатель Совета по национальной стратегии Иосиф Дискин. Он призвал собравшихся признать тот факт, что любое повышение фискальной нагрузки представляет собой тупиковый путь». И вот: «По мнению Павловского, зачинщики реформы принадлежат к тем кругам в государственном аппарате, которые нацелились на ликвидацию тандема».
Иными словами, запасы (на пенсии) не хотят делать предприниматели, потому что это же отчужденные запасы. Да и то сказать, такие запас не хотят делать предприниматели нигде в мире. Никто и нигде не желает фискальной нагрузки. Однако в Европе все же… делают. Не хотят, но делают, и там пенсии есть. У нас же считается, что с запасами наша экономика будет неконкурентоспособна и вообще в один момент разорится.
Причем, запасы не хотят делать не только предприниматели, а и сами будущие пенсионеры в духе «лето красное пропела, оглянуться не успела, как зима катит в глаза…». Хотя это (если брать из божественного высока) самоубийственная стратегия.
Такое «странное» самоубийственное поведение объясняется двумя обстоятельствами: во-первых, социальная реклама у нас заточена на такой уровень потребления, который подчистую съедает заработки (а если потреблять меньше, то быстро скатишься с позиций среднего класса).
А во-вторых, и это главное – отсутствуют инструменты накопления, деньги не работают как деньги.
Это последнее обстоятельство, имеющее, скорее, политические причины, нежели экономические, а отнюдь не только эгоистическое нежелание предпринимательского класса отчислять на нужды общества, делает реформу невозможной.
Но вот что любопытно. Хотя у нас и отсутствует культура накопительства (будем считать, что это родимое пятно советского социализма, где человек от рождения до старости был обеспечен пайкой), люди, в общем-то, и готовы были бы копить. И сами, без государственной пенсионной системы, нашли бы выход из положения. Но раз в десять лет к ним приходит Большой брат и обнуляет запасы. И это тоже непреложный факт.
Так было в 1991 году (павловская денежная реформа), так было в 1998 году (дефолт), и так произошло в 2008 году – (под сурдинку мирового кризиса накопления уменьшились на треть). Не понятно, о чем думают реформаторы и их критики, но в условиях нестабильности накопления, очевидно, становятся бессмысленны банки – как инструмент накоплений – и фонды, как способы омертвления капитала.
Да и нереален рубль как резервная валюта. Не понятно, о чем говорит все время Медведев?
Но вот еще немаловажный вопрос: а что действительно предпринимательскому классу нечего отчислять и с социальными налогами российская экономика станет неконкурентоспособной, разорится, как утверждает «Клуб 4 ноября»?
В частности, эту позицию опровергает фотография, гуляющая в сети. На ней изображен новострой духе Версаля, принадлежащий – по версии Каспарова – Миллеру, хотя непосредственно сам неизвестный фотограф и не увидел с воздуха баннер с именем владельца (источник фотографии, так же, как и статья Ковалева, вскоре исчез). Но можно сказать только одно. Общество не против богатых людей, но чувство меры, совесть-то надо иметь. Не этот Версаль, так еще полно других версалей. Богатство олигархов в стране, где НИ ОДНА ПРОБЛЕМА НЕ РЕШЕНА, есть грабеж. А разговоры о пенсиях выглядят насмешкой прохвостов над убогими.