Во Франции начато расследование по делу группы террористов AZF, которые угрожают взрывами на железных дорогах и требуют от властей денежный выкуп. Параллельно с расследованием власти пытаются наладить с террористами контакт.
Террористы утверждают, что заложили на французских железных дорогах 10 бомб с часовым механизмом, сообщает AFP со ссылкой на представителей французских спецслужб. При этом террористы уточняют, что бомбы запрограммированы на взрывы в разное время, которое будет сообщено только в случае выплаты денег. Терорристы требуют от государства 4 миллиона долларов и один миллион евро. Власти расценили данные угрозы как "серьезные". Намерение преступной группировки провести серию терактов на железных дорогах Франции является "террористическим шантажом", заявило министерство внутренних дел страны.
Ведение дела поручено судебному следователю Жан-Луи Брюгьеру, которого считают ведущим французским специалистом по вопросам борьбы с терроризмом. В расследовании участвуют также сотрудники Национального антитерористического управления и Главного управления по борьбе с бандитизмом. Кроме того, привлечены также французская контрразведка ДСТ и другие спецслужбы.
В одном из писем, которые террористы уже давно шлют в государственные учреждения Франции, они дали точную "наводку", по которой, как сообщает Le Figaro, полиция 21 февраля обнаружила в районе Лиможа самодельное взрывное устройство большой мощности, установленное под железнодорожным полотном на трассе Париж-Тулуза. Правда, после исследования устройства специалисты пришли к выводу, что такая конструкция бомбы "исключала сознательный или случайный взрыв". По словам полицейских источников, бомба была изготовлена с большим мастерством.
Согласно сообщениям СМИ, в начале этой недели сотрудники правоохранительных органов вступили в контакт с террористами и попытались организовать передачу выкупа, однако эта операция провалилась из-за того, что не удалось правильно найти место встречи. Как пишет Le Figaro, ошибка составляла всего лишь несколько километров.
Как сообщают источники во Дворце правосудия, разработка дела находится на контроле у самых высоких чинов национальной полиции, жандармерии и спецслужб.
Для справки. АZF называется химический завод в Тулузе, где в результате нарушения правил хранения химических веществ в сентябре 2001 года произошел сильнейший взрыв 500 тонн нитрата аммония. Тогда погибли около 30 человек. Причиной произошедшего был тогда назван технический сбой.
Пока французские спецслужбы пытаются предотвратить теракт, министр иностранных дел Великобритании Джек Стро начал в Пакистане переговоры с генералом Первезом Мушаррафом, ключевым союзником Запада в борьбе против международного терроризма. На встрече будут обсуждаться как двусторонние отношения, так и ситуация в регионе. Подробности не сообщаются. Однако Стро заявил, что отношения между странами уже развиваются в рамках “всестороннего и ценного диалога” и он ждет их активизации этом году, сообщает Scotsman.
Это заявление особенно актуально на фоне террористических актов в Ираке и Пакистане, в результате которых погибли более 180 и 40 человек. “Террористическая сеть опутала Ирак и Пакистан”, - говорят представители религиозных организаций. Напомним, что Великобритания – одна из стран, ведущих наиболее серьезную борьбу с терроризмом. За несколько дней до этого Великобритания ужесточила меры по борьбе с терроризмом. BBC сообщает о том, что министр внутренних дел Великобритании г-н Бланкетт выступил с инициативой к Парламенту по ужесточению законодательства. В частности, Бланкетт требует одобрения содержания под стражей подозреваемых в терроризме - граждан иностранных государств - без суда, привлечения записи их телефонных разговоров в качестве улик по делу (что сейчас не разрешено), а также расширения полномочий М16.
Тем временем продолжается расследование террактов в иракских городах Кербеле и Багдаде 2 марта. Этот день стал самым кровопролитным за всю историю послевоенного Ирака. Террористы-смертники взорвали мины во время религиозных шествий шиитов, посвященных памяти почитаемого ими имама Хусейна. Погибли в общей сложности 182 человека. На данный момент в больницах находятся 465 человек, многие из них в крайне тяжелом состоянии. Врачи просят граждан сдать кровь для спасения их жизней. Из-за трагических событий отложено подписание новой Конституции Ирака.
Совершенные вчера теракты аналитики приписывают потерявшим власть суннитам, которых поддерживает "Аль-Каида". Этому есть доказательство – письмо иорданца Мусаба Аз-Заркауи, который связан с международным терроризмом.
Немецкая газета “Munich’s tz” пишет, что после взрыва в день Ашура, крупнейший религиозный праздник шиитов, составляющих две трети иракского населения, “объявлена война исламу”, что грозит Гражданской войной и “вторым Вьетнамом” для США.
Аljazeera сообщает, что во избежание такого поворота событий, многие религиозные лидеры суннитов и шиитов уже выступили с обвинениями в терактах в Ираке “ваххабитов, которые не верят в Бога”. Однако Аль-Каида не взяла ответственности за терракт, обвиняя во всем США.
В Пакистане также связывают с тем, что 20% 140 млн населения страны явлются шиитами. В субботу уже произошло столкновение между последователями двух конкурирующих направлений в исламе на севере страны, в результате которогго трое человек было ранено, сообщает AFP. Однако предпринятые после этого случая меры безопасности оказались недостаточными.
По-прежнему многие обвиняют американцев в допущении терактов. По свидетельству очевидцев, жители Багдада сразу после трагедии бросали камнями в американских военных санитаров, пытающихся оказать первую помощь раненым около мечети в Багдаде. "Это работа евреев и американцев," - говорили в толпе, призывавшей к кровной мести за погибших “мучеников”, сообщает AFP.
Специальный представитель Великобритании в Ираке заявила, что “несправедливо” обвинять коалицию в том, что она не смогла обеспечить безопасность: "Ответственными за безопасность религиозной процессии были иракская милиция и шиитские клирики", - сообщает BBC. Взрыв в пакистанской Кетте также вызвал осуждение терроризма. Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан и представитель от ЕС Хавьер назвали теракт “трусливые нападением”, передает AFP.
Тем временем во всем мире продолжается принятие законов против терроризма. В австралийском парламенте рассматривается редакция закона, разрешающего запрет правительством деятельности организаций, признанных террористическими, без одобрения парламента, пишет Aljazeera.
Российская Дума также в ближайшем будущем рассмотрит закон о борьбе с террором. Рассмотрение его в третьем чтении должно было состояться сегодня, но депутаты перенесли его на “после выборов”. Согласно предлагаемым поправкам в УК наказание для террористов должно существенно ужесточится. После благополучного их принятия только за попытку совершения теракта можно будет получить от 8 до 12 лет (пока что - от 5 до 10). Ну а по третьей, самой жесткой части статьи нижняя планка наказания поднимается до 15 лет, верхняя же станет пожизненным заключением. Причем, под третью часть попадают не только теракты, приведшие к жертвам или совершенные на особо опасных объектах (атомных электростанциях и т.п.), но и совершенные организованными группами. Таким образом, высшая мера наказания (а фактически, пожизненное заключение именно ею и является - с 1996 года) теперь будет применяться и за преступление против общественной безопасности (в действующей редакции высшая мера применима лишь по отношению к преступлениям против личности).
Как считает член комитета Госдумы по обороне, первый заместитель руководителя фракции “Единая Россия” Алексей Сигуткин, главным инструментом борьбы с терроризмом должна стать бдительность граждан. “Только когда общество осознает, что борьба с терроризмом - всеобщая задача, мы добьемся каких-то успехов. А наиболее эффективный способ предотвращения терактов – своевременные сообщения граждан о подозрительных лицах. Пусть лучше это сообщение окажется ошибкой, чем погибнут люди”, - заявил Сигуткин в интервью “Полит.ру”.
Глава Московской Хельсинской группы Людмила Алексеева придерживается другого мнения. Она полагает, что ужесточение уголовного кодекса и преподнесение этого факта под соусом борьбы с терроризмом – “навешивание лапши на уши избирателям”. “Ужесточением закона терроризм не победишь, и закон не поможет террористов ловить. Борьбой с терроризмом должны заниматься спецслужбы, а не депутаты. Тем более, я опасаюсь того, что с ужесточением наказания под видом террористов будут судить людей, к терроризму отношения не имеющих. Вот это страшно”.