Правительство сможет самостоятельно, не запрашивая разрешения Государственной Думы, перераспределять деньги, заложенные в бюджет для реализации нацпроектов. Об этом в четверг пишут «Известия» со ссылкой на пресс-службу Министерства финансов. Там отметили, что для изменения запланированных расходов потребуется согласие президиума Совета при президенте, а необходимости одобрения соответствующих поправок парламентом больше не будет.
Реформа, по задумке чиновников из Мифнина, позволит более эффективно управлять нацпроектами. В Госдуме, что самое интересное, поддерживают новацию, хотя нововведение и создает риски лоббизма.
Разрешение кабмину не согласовывать с Госдумой перераспределение денег на нацпроекты будет зафиксировано в бюджетном законодательстве. Когда именно это произойдет, в пресс-службе Минфина не сообщили.
По действующим сейчас правилам, изменение расходов казны должно быть одобрено как и любой другой закон — Думой в трех чтениях, а также Советом Федерации. Согласно новой практике, чтобы переместить деньги между нацпроектами, правительству нужно будет получить одобрение президиума Совета при президенте по стратегическому развитию и нацпроектам. В него входят, в частности, премьер-министр Дмитрий Медведев, помощник президента Андрей Белоусов, первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов и др.
Также правительство получит возможность перераспределять деньги на нацпроекты, выделенные регионам в рамках трансфертов. Для этого потребуется согласование трехсторонней комиссии по вопросам межбюджетных отношений/
Ранее председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров одобрительно говорил об идее предоставить правительству «большей гибкости» в перераспределении бюджетных средств для нацпроектов. В рамках своего выступления на первом чтении проекта бюджета на 2019–2021 годы он обещал внести такое предложение в Госдуму на рассмотрение.
Напомним, в ближайшем трехлетнем цикле в бюджете выделены 5,6 трлн рублей на план развития магистральной инфраструктуры и 12 нацпроектов — «Демография», «Здравоохранение», «Образование», «Жилье и городская среда», «Экология», «Автомобильные дороги», «Производительность труда и поддержка занятости», «Наука», «Цифровая экономика», «Культура», «Малое и среднее предпринимательство», «Международная кооперация и экспорт».
Причем по мнению главы Счетной палаты Алексея Кудрина, 5,6 трлн рублей не хватит для реализации программы, исходя из текущей версии паспортов нацпроектов. Суммарно недостает около 1,2 трлн рублей на ближайшие три года, отмечал он.
Таким образом, правительство получит право непублично распоряжаться примерно двумя трлн рублей ежегодно. Руководитель направления «Фискальная политика» Экономической экспертной группы Александра Суслина считает, что возможность изменять структуру трат в обход депутатов создает риски лоббизма. Когда поправки в бюджет рассматривались Госдумой в трех чтениях, общественность могла реагировать на изменения главного финансового документа страны — теперь режим корректировок нацпроектов потеряет свою прозрачность, решения будут приниматься фактически в узком кругу.
Стоит отметить, что ранее глава Счетной палаты Алексей Кудрин говорил, что на 65% заявленных показателей нацпроектов пока не выработано методик расчета. Это, по его мнению, существенно затрудняет их мониторинг. Большая часть методик планируется к разработке в конце 2019 года, добавил чиновник.