будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Федеральная миграционная служба
Май 15, 2025
Страна
Блохина Мария

Наутро. 1 апреля

Наутро. 1 апреля
IMG_1814-940x705
Рейд ФМС в Петербурге. Источник: 78.fms.gov.ru

 

  

В четверг, 31 марта, «Ведомости» сообщили о возможной ликвидации Федеральной миграционной службы. По информации источников издания, одним из вопросов на заседании совета безопасности, которое прошло в четверг, могла быть реорганизация или даже ликвидация ФМС.

Такая возможность прежде уже обсуждалась, феврале этого года этот вопрос был передан на доработку в Совет безопасности. По словам одного из собеседников издания, рассматривается вариант передачи функции миграционного контроля в ФСБ или МВД. Остальные функции, в частности, регулирование трудовой миграции и программы переселения соотечественников будут переданы Министерству труда и социальной защиты и Федеральному агентству по делам национальностей.

По его словам, для этих преобразований будет предусмотрен трехлетний переходный период. Причиной же таких системных изменений называют необходимость экономии средств из бюджета. Источник «Ведомостей» в Кремле допустил, что проработка вопроса о будущем этой службы может быть поручена правительству.

В итоге на заседании обсуждалась миграционная политика,  и действительно звучали предложения об изменениях полномочий Федеральной миграционной службы и Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков. По словам секретаря Совета безопасности РФ Николая Патрушева, под этими предложениями есть основа, однако в этот раз никакого решения принято не было.       

Директор Экспертно-аналитического центра РАНХиГС Николай Калмыков считает, что реорганизация ФМС возможна: «В целом, конечно, отдельные функции, которые закреплены за ФМС, могли бы быть переданы другим структурам. Не факт, что стоит говорить о ликвидации, но можно разгрузить ее от отдельных задач, распределив их. Это вполне возможный вариант развития событий».

По мнению эксперта, особенно важно, чтобы качественно был проработан вопрос о том, какие функции и как будут передаваться. «Вот перечисляются Минтруд, ФСБ, и здесь, наверное, стоит говорить о Роструде, который входит в Минтруд и выполняет ряд перекликающихся функций, и его тоже стоит иметь в виду», — считает он.

При этом Николай Калмыков особенно подчеркивает, что первоочередной задачей является не запутать граждан. «Если чиновники найдут способ, как выполнять ту же работу меньшими усилиями — молодцы», — говорит эксперт.

«Если говорить о перераспределении отдельных функций и задач, а не о ликвидации службы, то я думаю, это может сэкономить средства. Вместе с этим повысится нагрузка на другие службы, к примеру, тому же ФСБ не до конца по профилю задачи, связанные с подобным миграционным контролем, хотя они пересекаются и дублируются в некоторых случаях. Наверное, это должно сэкономить количество людей, тем более ФМС и так недостаточно укомплектована кадрами, и из-за этого не всегда может справляться с полным объемом задач. Поэтому если отдельные функции удастся передать другим службам, это позволит», — резюмирует директор Экспертно-аналитического центра академии.

Специалист по вопросам миграции, ведущий научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юлия Флоринская в беседе с «Полит.ру» рассказала, почему отрицательно оценивает возможность реорганизации или ликвидации ФМС: «Я оцениваю такую перспективу отрицательно. У меня нет иллюзий, что ФМС работает идеально, это далеко не так, но какие-то вещи более менее налажены», — говорит она, добавляя, что любая  реорганизация работающего механизма всегда вносит сложности.

«В довольно сложных условиях кризиса и того, что численность мигрантов постепенно сокращается, а проблема легализации их остается, проблемы будут только нарастать, — полагает Флоринская.— И когда часть функций будет сначала куда-то передана, потом обратно, и в итоге вообще непонятно, куда перейдут те, кто уже давно этим занимается. Например, вряд ли те, кто занимается трудовой миграцией перейдут в Минтруд, там своих хватает. Поэтому будут серьезные сокращения».

По ее мнению, хотя кризис — это подходящее для реорганизаций время, все же оно очень тяжелое, поэтому она не приветствует столь резких маневров. «На счет передачи миграционного контроля в ФСБ и МВД, ведь уже был ФМС внутри МВД, теперь обратно?» — добавляет Флоринская.

«Мне эта идея не очень нравится, тем более мне казалось, что программу переселения соотечественников уже отправляли в Минрегион и Министерство культуры. Поэтому я вообще не понимаю, при чем здесь она, сначала ей занимался Минрегион, а потом ей стал заниматься Минкульт. То есть получается, что опять будут забирать и куда-то отдавать? Неужели им нечего делать?»—рассуждает она.

«У меня много претензий к Федеральной миграционной службе, но по крайней мере в последний год стало несколько лучше. Очередная реорганизация может разрушить то немногое, что было сделано», — заключила эксперт президентской академии.

Научный сотрудник Института проблем правоприменения Европейского университета в Санкт-Петербурге Екатерина Ходжаева считает, что ликвидация ФМС окончательно закрепит на долгие годы репрессивность миграционной политики. «ФМС отпочковали от МВД именно для того, чтобы ведомство, регулирующее гражданский процесс, было гражданским», — напомнила она, пояснив, что деятельность ФМС касается всех граждан РФ, а не только мигрантов, ведь именно ФМС выдает паспорта и выполняет другие функции.

Кроме того, по ее словам, отпочкование ФМС от МВД изначально происходило очень медленно и сопровождалось постоянным межведомственным взаимодействием. В результате ФМС в этом вопросе так и не удалось добиться полной самостоятельности, и в ряде вопросов она осталась зависима от МВД. «Например, все ее административные протоколы МВД продолжает забивать в базу. Аттестованные сотрудники ФМС получают звания в МВД, а погоны к гражданской ориентации не располагают, как мы понимаем.  Более того, ФМС в последние годы для обретения еще большей самостоятельности, понимаемой очень специфично, пытается отрастить уже внутри себя еще больший репрессивный аппарат, чтобы на облавы не с полицией ходить, а иметь полный цикл», — рассуждает научный сотрудник ИПП.

«Так что, поскольку дизайн ведомства практически полностью уцелел и гражданской переориентации так и не случилось, то собственно передача МВД выглядит логичной. Но это только, если мы действительно продолжаем считать, что нам нужна именно репрессивная миграционная политика», — говорит эксперт.

Ходжаева уверена, что не нужно строить иллюзий, что передача ФМС вместе со штатом, позволит существенно сэкономить. «В силовых ведомствах большая часть средств расходуется на заработную плату сотрудников, и сотрудники службы, работающие с бумагами, также как и их руководство, останутся при своих задачах, окладах и с хорошим социальным пакетом как для сотрудников МВД, работающих на улицах в действительно сложных условиях. Существенной экономии мы могли бы добиться если бы изменили ведомственный подход в самой ФМС, как и было задумано изначально», — объясняет эксперт.

«Мое-то мнение как раз обратное — распогонить их и пусть работают, как налоговая», — резюмирует Екатерина Ходжаева.

Блохина Мария
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).