будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Госдума законотворчество Совет Федерации
Июль 12, 2025
Страна
Блохина Мария

Наутро. 19 мая

 

Во вторник в Госдуму был внесен проект поправок, наделяющий депутатов Госдумы и членов Совета Федерации правом инициировать законопроекты в региональных парламентах. Об это сообщили «Известия», в распоряжении которых оказался текст документа.

Автор законопроекта — депутат от ЛДПР Виталий Золочевский — считает, что это может решить многие региональные проблемы. В случае его принятия, предполагается, что изменения вступят в силу после следующих выборов депутатов в Госдуму в конце 2016 года, которые будут проводиться по новой системе формирования избирательных округов. Россияне смогут проголосовать не только за политическую партию, но и за конкретного депутата. Однако те парламентарии, которые будут в Государственной Думе представлять конкретный регион, инициировать законопроекты смогут только там. Те же, кто был избран по федеральному списку, смогут выступать с законодательными инициативами во всех регионах России. Такой же принцип предлагается и в отношении сенаторов Совфеда.

В пояснительной записке говорится, что необходимо обеспечение конструктивного и эффективного взаимодействия между федеральными и региональными органами власти в законотворчестве и законодательном процессе. Сам Золочевский обращает внимание на то, что сейчас у депутатов Госдумы нет возможности решать проблемы регионов, так как они не могут вносить свои законопроекты на рассмотрение и в региональные Законодательные собрания: «У депутатов Госдумы, когда они работают одну неделю в месяц в регионах, безусловно, возникают те или иные предложения, но они не могут самостоятельно внести законодательные предложения — приходится действовать через тех депутатов, которые представлены от партии в заксобрании», — цитируют его «Известия». Депутат также напоминает и о том, что его фракция (ЛДПР) хоть и относится к старейшим, все же не во всех региональных парламентах имеет своих представителей. В таких случаях депутаты Госдумы, по мнению Золочевского, не способны повлиять на законодательный процесс.

Профессор кафедры сравнительной политологии НИУ ВШЭ Николай Петров считает, что у этого предложения мало шансов на поддержку: «Я сомневаюсь в том, что эта инициатива получит какое-то реальное одобрение. Хотя понятно, что в преддверии выборов в Государственную Думу, где половина депутатов будет избираться по одномандатным округам, возможность такого рода могла бы быть использована для создания нужного фона, для ведения предвыборной кампании путем внесения в качестве законодательных инициатив каких-то популистских законодательных проектов в региональные Законодательные собрания», — говорит Петров.

Он считает, что заинтересованность Золочевского, а точнее его партии, вполне очевидна: «В этом смысле ЛДПР получила бы наибольшую выгоду, потому что, как известно, это партия одного лидера, которая пока практически ничего не могла получить по одномандатным округам. В случае введения такой целевой популистской кампании она бы усилила свои позиции в регионах. Поэтому мне кажется, есть определенный интерес с их стороны и при этом отсутствие такого интереса со стороны других парламентских партий, которые вполне обладают возможностью инициировать любые законопроекты, поскольку имеют серьезное влияние в региональных Законодательных собраниях и не особо нуждаются в такого рода популизме», — объясняет эксперт НИУ ВШЭ.

Профессор кафедры политологии и политического управления Института общественных наук РАНХиГС Дмитрий Слизовский наоборот считает, что данная инициатива имеет разумные основания. «Я рассматриваю эту инициативу как способ улучшения качества законодательной деятельности. Проблема законодательной деятельности, а если шире, то всей законотворческой работы, это очень давняя проблема. Все созывы Государственной Думы страдали именно недостатком качества законотворческой работы», — делится размышлениями политолог. Он замечает, что эта работа является рутинной и непубличной, и потому выполняется недостаточно хорошо, по его словам, для исправления ситуации, необходимо принятие ряда решений, направленных на улучшение ее качества.

Слизовский считает, что депутаты всех парламентов должны работать над повышением качества жизни населения: «Что касается возможности законодательной инициативы, проистекающей от депутатов разных уровней, я считаю, что региональное законодательное творчество — это особая статья. Мне бы хотелось видеть работу Заксобрания и депутатов регионов, связанную именно с повышением качества жизни населения в своих собственных регионах. Думаю, что повышение качества жизни — это первое, о чем надо заботиться в центральных регионах Российской Федерации», — рассуждает эксперт РАНХиГС.

Кроме того, он считает, что нынешней системе еще есть, к чему стремиться: «Наверное, самое важное в том, что законодательная деятельность должна быть напрямую связана с тем, чтобы перераспределить свои функции в сторону повышения контрольных функций за исполнительной властью и особенно за губернаторами. На сегодняшний день известно  много случаев, когда представители исполнительной власти, то есть люди, наделенные опытом и серьезными полномочиями, попадая к власти, оставались один на один с населением и собственной властью. В результате многие не выдерживают, — говорит эксперт. — Поэтому лучше бы, чтобы законодательная деятельность депутатских органов была строго подчинена контролю за исполнительной функцией власти», — уверен Дмитрий Слизовский. К тому же, по его мнению, именно депутатам следует инициировать реальные судебные процессы по вопиющим фактам коррупции, растраты и тому подобного.

На вопрос о вероятности одобрения этого предложения в Госдуме Слизовский ответил, что не исключает того, что оно будет заблокировано. При этом он поделился сложившимся впечатлением, что даже хорошие инициативы могут быть заблокированы депутатами Госдумы, которые обладают для этого необходимыми ресурсами и профессионализмом, но все же не всегда глубоко вникают в проблему. 

Блохина Мария
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).