будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Минкульт бизнес благотворительность налоги
Июль 2, 2025
Страна
Блохина Мария

Наутро. 21 декабря

 

Правительство поддержало законопроект Министерства культуры и Комитета по культуре Государственной думы о меценатстве, пишет газета «Известия». Согласно этому документу, благотворительные взносы коммерческих предприятий на поддержку госучреждений культуры будут включены в те затраты, которые можно применять до расчета налога на прибыль. То есть фактически предлагается направлять средства учреждениям культуры не из прибыли, а из себестоимости.

Документом предполагается, что в течение отчетного налогового периода предприятие может пожертвовать культурным учреждениям не более 1% выручки от реализации.

Министр культуры Владимир Мединский сообщил изданию, что это простимулирует благотворительную деятельность коммерческих структур, которые станут активнее жертвовать средства культурным госучреждениям:  «Это абсолютно революционно, такого не было никогда. Мы предлагаем направлять средства учреждениям культуры не из прибыли, а на себестоимости. Я могу сказать — я общаюсь с бизнесом — после принятия этого закона десятикратно увеличатся объемы меценатской поддержки в стране», — цитирует его газета.

Глава Министерства культуры также рассказал, что в результате сложной дискуссии авторам документа все же удалось найти общий язык с Минфином, который в итоге поддержал законопроект. Со стороны правительства документ тоже получил положительный отзыв, однако был получен отрицательный юридический отзыв. «До конца года мы этим вопросом займемся, и, надеюсь, все-таки законопроект окажется в Федеральном собрании и будет принят в кратчайшее время. Он очень важный, очень нужный. Самое главное, что он позволит создать практическую возможность для дополнительного финансирования культуры», — считает Владимир Мединский.

Заведующий кафедрой менеджмента Высшей школы государственного управления РАНХиГС Илья Быковников полагает, что начинание не привлечет меценатов в эту сферу: «Причин две: во-первых, до сих пор не утвержден перечень, во все ли учреждения сферы культуры, или в учреждения искусства будут признаваться данные взносы, или же по какому-то ограниченному перечню», —поясняет он.

«Во-вторых, что касается самой инициативы в общем и целом, то нужно четко понимать, что на сегодняшний день 1% выручки от основной деятельности — это тот максимум, который в течение года может быть внесен без каких-либо налоговых последствий с уменьшением величины базы по налогу на прибыль. Поэтому это тоже, на мой взгляд, не тот объем средств, который бы позволил говорить именно о всплеске», — добавляет эксперт академии.

Тем не менее, по его мнению, для учреждений культуры это хорошее начинание, и, возможно, первый шаг в направлении их развития за счет вот такого источника финансирования.

«На сегодняшний день, прямых льгот по налогу на прибыль, в прямом понимании этого понятия, у нас нет. То есть меценатство у нас сегодня если и может формироваться легальным путем, то по большей части в виде создания некоммерческих организаций. Вот эти взносы в уставный капитал тогда не будут являться налогооблагаемыми, с другой стороны, это ведь взносы в уставный капитал, то есть часть имущества того мецената, который будет эти взносы осуществлять. Поэтому это нельзя считать каким-то льготным путем, с точки зрения налогообложения», — заключает Илья Быковников.

Другой эксперт, председатель Президиума Ассоциации молодых предпринимателей России Дмитрий Кравченко, поддерживает это начинание: «Законопроект интересный. В принципе любой законопроект, который в том или ином виде поддерживает меценатство, полезен. На мой взгляд, законопроект в основном затронет тех предпринимателей, которые уже занимаются благотворительной деятельностью», — считает он.

Однако Кравченко тоже сомневается, что это станет серьезным стимулом для привлечения средств  в сферу культуры: «Вряд ли законопроект даст сильный толчок развитию меценатства, но можно сказать, что это первый шаг для законодательного стимулирования предпринимателей к благотворительности, для широкого вовлечения предпринимателей в благотворительность, необходимы дополнительные налоговые льготы. Также главное, чтобы недобросовестные предприниматели не стали использовать законопроект в мошеннических целях, хотя законодательное ограничение в 1 % будет своеобразным ограничителем», — говорит руководитель ассоциации.

Некоторые эксперты говорят о несовершенстве нового законопроекта. Так, директор Центра правового обслуживания Анна Коняева в целом положительно оценивает эту инициативу, однако считает, что законопроекту необходима доработка: «Предполагается внесение пожертвований только в пользу учреждений культуры, а не в пользу любой некоммерческой организации, что ограничивает сферу применения данного документа, также не учитываются другие актуальные направления меценатства: поддержка искусства и науки», — поясняет она.

По мнению г-жи Коняевой, очень важно, чтобы в законопроекте были максимально подробно описаны критерии расходов, которые можно отнести к пожертвованиям: в какие именно учреждения культуры можно будет направлять пожертвования, на какие цели, в каком объеме и так далее. «При отсутствии конкретики возникнут риски того, что налоговой орган впоследствии доначислит предпринимателю налог на прибыль и посчитает пожертвования нецелевыми, указав, что учреждение культуры направило деньги, к примеру, на покупку дорогого авто или кресла в кабинет руководителя. В итоговом законопроекте должны быть отражены все нюансы», — говорит эксперт.

«Однако для тех компаний, которые и сейчас занимаются подобной деятельностью и поддерживают именно учреждения культуры, либо намерены в ближайшее время себя попробовать в качестве меценатов (пусть даже и в имиджевых целях), подобный закон, безусловно, станет стимулом.

Полагаю, что финансовая составляющая не маловажна и принимается во внимание, конечно, всеми предпринимателями. Все-таки бизнес есть бизнес и основная задача любой коммерческой организации – это извлечение прибыли. Законодателю нужно пойти далее и сделать максимально доступной информацию о таких меценатах и об их благотворительной деятельности, предоставить возможность компании, делающей взносы, размещать публично информацию о такой деятельности в специальном реестре. Сейчас довольно большую долю даже у среднего бизнеса занимает реклама, маркетинговые исследования. Поэтому в том случае, если плоды от того, что компания получит статус мецената (уменьшение налогового бремени + положительный авторитет), будут хотя бы равны понесенным расходам, многие фирмы задумаются о благотворительной деятельности»,— рассуждает Анна Коняева.

Она добавляет, что существуют и другие меры: «Во Франции, например, организации, способствующие сохранению культурного наследия, получают исключительные налоговые льготы. При этом деньги поступают сначала в специальные фонды, а затем централизованно распределяются между учреждениями науки, культуры и искусства», — резюмирует эксперт Центра правового обслуживания.

Директор Центра корпоративной социальной ответственности ММВШБ МИРБИС Светлана Герасимова тоже в целом поддерживает эту идею, однако считает ее «недостаточной и фрагментарной»: «Нет ответа на государственном уровне на вопрос «что» и «зачем» делаем. Льготы по налогообложению меценатской деятельности — только один шаг, и хорошо, что это будет способствовать широкой общественной дискуссии — а что же кто кому должен в цепи ответственности «государство-общество-бизнес-гражданин»?» — говорит она.

По мнению Герасимовой, есть целый ряд проблемных моментов: «Нельзя все социальные и культурные вопросы повесить на бизнес: у него есть своя логика развития и свои задачи, но при этом бизнес часть общества и социокультурный феномен и, безусловно, имеет обязательства. В частности, из комментариев Мединского видно, что предполагается активное включение бизнеса в финансирование учреждений культуры. Бизнесу что, предлагается замещать собой функции государства? В какой мере и в каких случаях это должно происходить?» — рассуждает она.

«Вторая проблема – это вопрос обеспечения прозрачности. Невозможно не задуматься о коррупционной составляющей, мошенничествах  или фальсификациях при реализации подобной схемы. Поэтому вопрос полной прозрачности использования этих средств актуален. При том, что часто именно государство предлагает бизнесу внести средства в какой-то фонд и не обеспечивает контроля эффективности их расходования. А что касается бизнеса, напомню, что подобные льготы на благотворительную деятельность в России уже были, и их отменили именно потому, что они использовались для оптимизации налогообложения.

Третье, вопрос оценки социальных результатов. Кто будет решать, ЧТО бизнес и культура будут делать вместе? Кто будет оценивать социальный результат, ради чего все это делалось, не принесло ли это социального вреда и действительно ли это то, что способствовало развитию общества? И вопрос этот для современной культуры совсем непрост»,— говорит эксперт.

Она считает, что перед введением подобных льгот государству нужно очень четко и внятно обозначить бизнесу приоритеты и задачи в культурном и социальном направлении. «Я сошлюсь на опыт  стран ЕС, Китая, Кореи, Сингапура,  ЮАР, Бразилии, с недавнего времени  Казахстана и ряда других стран, у которых есть четкие приоритеты развития и даже государственная политика в области корпоративной социальной ответственности, в которой раскрыто, что под этим понимается, как это поощряется, поддерживается и оценивается. У нас же приоритеты не обозначены, критериев оценки социальных результатов нет, системы поддержки и поощрения прозрачных и социально-ответственных компаний тоже нет. Предлагаемая мера - лишь маленький фрагмент в системе развития ответственной деловой практики в стране».

«Важно также различать частную и корпоративную благотворительность, первая исходит из личных целей и предпочтений (мотивы могут быть самые разные - смысл жизни, интеллектуальное или эстетическое удовольствие, расширение социальных связей, следование традициям и правилам, исполнение чьего-то приказа и т.п.); а вот корпоративная благотворительность строится на логике и приоритетах развития компании, корпоративных ценностях и том, что компания хочет сообщить о себе миру. И в таком случае взаимодействие бизнеса и учреждений культуры должно быть совместным проектом, в котором  ценность должна быть и для бизнеса, и для общества», — резюмирует эксперт ММВШБ МИРБИС.

Блохина Мария
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).