Комиссия по законопроектной деятельности одобрила законопроект, направленный на предоставление управляющим компаниям интегрированных структур права на проведение внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения. Об этом сообщается на официальном сайте правительства.
В сообщении говорится, что этот документ «позволит создать необходимую нормативную основу для выполнения поручения Президента России о предоставлении управляющим компаниям интегрированных структур права на проведение внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения в части, касающейся послепродажного обслуживания».
Законопроект предполагает внесение изменений в Федеральный закон «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами». На рассмотрение его внесло Минобороны России.
В официальном сообщении особенно подчеркивается, что вопрос предоставления организациям права на проведение внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения является одним из ключевых в военно-техническом сотрудничестве между Россией и другими странами.
Кроме того, в правительстве напомнили, что в период разработки Федерального закона 1998 года «О ВТС РФ с иностранными государствами» в основном системообразующие предприятия оборонно-промышленного комплекса являлись государственными унитарными предприятиями. За прошедшие 17 лет в этой области произошел ряд серьезных структурных изменений. В частности, произошло акционирование унитарных предприятий, были сформированы интегрированные структуры из управляющих компаний и организаций-разработчиков и производителей ПВН.
Головные организации (управляющие компании) в этих интегрированных структурах занимаются содействием разработке, производству и экспорту ПВН, а также прочей высокотехнологичной продукции, которая создается организациями-разработчиками и производителями ПВН, входящими в состав интегрированной структуры. При этом управляющие компании не в праве стать субъектами военно-технического сотрудничества, так как они не являются разработчиками и производителями ПВН. Согласно официальной информации, именно поэтому правительственная комиссия, занимающаяся вопросами военно-технического сотрудничества между Россией и другими государствами, посчитала целесообразным предоставить головным организациям интегрированных структур право проводить внешнеторговую деятельность «в отношении ПВН в объеме, установленном для организаций-разработчиков и производителей ПВН».
Также сообщается, что эта комиссия поддержала исключение из федерального закона о военно-техническом сотрудничестве норм о возможности продления права на проведение внешнеторговой деятельности в отношении ПВН организациям-разработчикам и производителям ПВН, вошедшим в различные интегрированные структуры после завершения ими исполнения имеющихся контрактных обязательств.
Помимо этого, данный законопроект от Минобороны предполагает, что право на проведение внешнеторговой деятельности в отношении ПВН, которое было предоставлено организациям, уже входящим в состав интегрированных структур и не соответствующим требованиям пункта 2 статьи 12 профильного ФЗ, еще до вступления в силу законопроекта, будет сохранено до того момента, как эти организации исполнят имеющиеся обязательства по внешнеторговым контрактам, заключенным до того, как федеральный закон вступил в силу. «Соответственно, новые контракты в области ВТС такие организации заключать не смогут», — говорится в официальном сообщении правительства.
Директор Центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО) Игорь Коротченко уточняет, что послепродажное обслуживание и экспорт финальных образцов вооружений — это две разные вещи.
«Речь идет о том, что головные компании, прежде всего, холдинги получат возможность заключения контрактов с иностранными заказчиками на сервисное обслуживание, поставку запчастей, а также модернизацию ранее поставленного вооружения и военной техники», — говорит эксперт.
«Что касается экспорта финальных образцов вооружения, то у нас существует единственный спецэкпортер «Рособоронэкспорт». Он и будет продолжать по-прежнему, в качестве единственного государственного посредника, заниматься экспортом финальных образцов вооружения и военной техники. Этот законопроект касается исключительно сервисного обслуживания, поставок запчастей и проведения модернизации, но не поставок вооружения как такового».
По словам эксперта, законопроект направлен на то, чтобы дать возможность конкретным интегрированных структурам в системе ОПК заключать самостоятельные контракты с зарубежными контрагентами. «Поскольку в холдинги сегодня входят предприятия, которые сгруппированы по отраслевому принципу, теперь право на сервисное обслуживание, на поставку запчастей будет в руках управляющих компаний», — заключает Игорь Коротченко.