Чиновники Министерства образования и науки РФ обсуждают возможную реформу системы вузовской аспирантуры. Как пишет «Коммерсантъ», в министерстве недовольны тем, что 70% обучающихся в аспирантуре не доходят до защиты кандидатской диссертации. Дело в том, что на сегодняшний день для того, чтобы завершить обучение в аспирантуре, необходимо сдать госэкзамены, и научный доклад о проделанной исследовательской работе, защита диссертации при этом обязательной не является.
Ситуацию предлагается решить просто — сделать ее обязательным требования для окончания обучения в аспирантуре, а педагогическую практику, наоборот, необязательной.
Директор Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Татьяна Клячко в беседе с «Полит.ру» подробно проанализировала причины предлагаемой министерством реформы аспирантуры, ее последствия и некоторые пути снижения возможного негативного воздействия: «По закону «Об образовании в Российской Федерации» 2012 года, аспирантура стала третьим уровнем высшего образования. До этого она относилась к поствузовскому образованию, а теперь стала еще одним уровнем высшего образования. Соответственно, возникает вопрос, как мы оцениваем работу вузов по аспирантуре? Ну, и возникают вроде бы нормальные идеи, что если уж человек учится и оканчивает аспирантуру, то он должен защитить «как бы дипломную работу» - кандидатскую диссертацию».
Она также напомнила, что процедура защиты выпускной работы обязательна при завершении обучения и на остальных двух этапах высшего образования: оканчивая бакалавриат, студент защищает выпускную квалификационную работу, а после обучения в магистратуре он должен защитить магистерскую диссертацию. «Логика здесь линейная: заканчивается уровень образования, и мы должны иметь что-то на выходе, что будет свидетельствовать о том, что этот уровень действительно успешно завершен. Если вы не выполняете и не защищаете соответствующую квалификационную работу, то вы, соответственно, не закончили аспирантуру, магистратуру и так далее», — сказала эксперт.
При этом, по ее словам, еще в советское время, когда аспирантура была поствузовским образованием, до защиты диссертации доходили далеко не все (как правило, 30-40% в зависимости от области науки), сейчас похожая ситуация, которая, однако, ухудшается: по данным Росстата в 2000 г. аспирантуру с защитой диссертации окончили 30% аспирантов, в 2015 г. – 18%. Причин этому несколько: «Если это серьезная исследовательская работа, то при ее выполнении может получиться отрицательный результат, и, к сожалению, такой результат очень трудно защитить. Поэтому человек не выходит на защиту. Это первое. Другое дело, что такая ситуация - редкость, все страхуются, и в итоге получаем диссертации, но мало реальных научных достижений.
Второе. Бывает так, что три года на написание работы по какой-то существенной проблеме мало. И, закончив аспирантуру, ее выпускник защищает диссертацию, но через год, два или три.
Третье. Человек учится и работает, и ему не хватает сил на то, чтобы выполнить диссертационную работу качественно и в срок, а аспирантская стипендия настолько невысока, что человек не может себе позволить не работать. Кроме того, многие учатся в заочной аспирантуре.
Поэтому, если мы хотим ужесточать требования к выпускной работе в аспирантуре и стремиться к тому, чтобы все защищали кандидатские диссертации, то мы должны создать условия для того, чтобы это стало хотя бы потенциально возможно. Во-первых, должны быть высокие стипендии у аспирантов, чтобы они могли на нее жить и не работать. Во-вторых, надо решить проблему с направлениями, по которым аспирантура может длиться не три, а, скажем, четыре года, чтобы уже действительно выпускать человека с диссертацией. В-третьих, должен быть ужесточен прием в аспирантуру, потому что если брать в аспирантуру 20 человек, то вероятность, что при нынешнем размере стипендии все они дойдут до защиты, невелика. Соответственно, мы должны брать, скажем, 7 или 10 человек, увеличивать в 2-3 раза стипендию, и тогда уже решать вопрос, сколько человек защитится, чтобы хотя бы 80%, а не 30% выходило с защищенными диссертациями», —рассуждает эксперт РАНХиГС.
Еще один момент, который, по словам г-жи Клячко, приводит к тому, что лишь малая часть аспирантов выходит на защиту диссертации, это то, что аспирантура стала способом ухода от армейской службы. Так, если молодой человек учится в аспирантуре, то он получает отсрочку от армии, а при защите диссертации, он в армию уже не призывается. «Вопрос в том, что если резко сократить прием в аспирантуру, и выпускники вузов пойдут служить в армию, то сможет ли армия справиться с таким притоком образованных молодых людей, дать им соответствующее их образованию армейское занятие или мы их будем использовать, скажем так, без учета полученного образования? В 18 или 20 лет, когда у нас молодые люди призываются, то это строевая подготовка, обычная солдатская служба, но это не люди с высшим образованием. А если в армию на год идет человек с высшим образованием, то что с ним будет делать армия? Сможет ли она его рационально использовать или мы будем терять столь ценный для экономики человеческий капитал?»—задается вопросом эксперт.
«Раньше мы имели военные кафедры практически во всех вузах, и молодой человек, выходя из института, уже не должен был призываться в армию, потому что он имел какую-то армейскую специальность. Сейчас в вузах сокращается число военных кафедр, и если человек выходит из вуза и не идет в аспирантуру (куда он часто сбегал для того, чтобы не идти в армию), то что ему может предложить армия? Через год службы молодой человек может потерять важные навыки (технологии постоянно развиваются), он не сможет эффективно выполнять какую-то работу. Получит ли наша экономика, если у нас сейчас сокращается численность выпускников вузов, те кадры, которые ей будут нужны для развития?
Все эти вещи, если мы заявляем о реформе аспирантуры, а аспирантура — это действительно очень серьезная вещь, мы должны продумать, как и все последствия этих преобразований», — заключила эксперт президентской академии Татьяна Клячко.
Проректор РАНХиГС Андрей Марголин согласен с тем, что система аспирантуры нуждается в реформировании, однако считает, что изменения должны происходить в другом ключе: «Я не очень понимаю, для чего вообще аспирантура сделана третьим уровнем высшего образования. Бакалавриат и магистратура — это понятно, два уровня высшего образования. Человек, который идет в аспирантуру, в общем-то идет туда для того, чтобы написать и защитить диссертацию, а не для того, чтобы снова посещать обязательные занятия. Что же касается развития образовательных компетенций, то для этого есть специальные программы переподготовки», — полагает он.
По мнению г-на Марголина, необходимо сконцентрироваться на том, чтобы обучить аспиранта работе с современными международными базами данных, с информационными системами и прочими инструментами, которые пригодятся при проведении исследований. «Это не требует того, чтобы он получал государственный диплом по итогам обучения в аспирантуре. Не вполне понятно, для чего это нужно в принципе (аспирантура как третья ступень высшего образования), и чем порядок подготовки кадров в аспирантуре, существовавший ранее, хуже. Повышать нужно качество диссертаций, ответственность диссертационных советов — это все очень важно, но, с моей точки зрения, третий уровень высшего образования не является инструментом для решения этой задачи», — поделился мнением Андрей Марголин.