Во вторник, 24 ноября, на границе Сирии и Турции был сбит российский самолет Су-24. Его сбила ракета «воздух-воздух», выпущенная турецким истребителем F-16. Самолет упал в Сирии в четырех километрах от границы. В результате один из пилотов погиб, а второго удалось спасти в результате спецоперации.
Свои действия турецкая сторона объяснила тем, что российский самолет вторгался в ее воздушное пространство, по этой причине, после ряда предупреждений, по нему был открыт огонь. Однако российское военное ведомство это опровергает, его представитель заявил, что на протяжении всего полета сбитый самолет находился над территорией Сирии.
Президент России Владимир Путин в ходе встречи с Королем Иорданского Хашимитского Королевства Абдаллой II Бен Аль-Хусейном в Москве дал оценку этому происшествию: «Сегодняшняя потеря связана с ударом, который нам нанесли в спину пособники терроризма. По‑другому я не могу квалифицировать то, что сегодня случилось», — сказал президент.
Он также отметил, что у России всегда относилась к Турции как к дружественному государству, но вместо того, чтобы после происшествия наладить необходимые контакты, турецкая сторона обратилась к своим партнерам по НАТО для обсуждения этого вопроса.
«Они что, хотят поставить НАТО на службу ИГИЛ? Я понимаю, что у каждого государства есть свои региональные интересы, и мы всегда относимся к ним с уважением. Но мы никогда не потерпим, чтобы совершались такие преступления, как сегодня», — заявил Владимир Путин.
В Пентагоне действия Турции посчитали оправданными, представитель военного ведомства США подполковник Мишель Балданс заявил, что Турция сбила российский самолет, защищая суверенное воздушное пространство: «Турция является частью коалиции. Тем не менее, мы считаем, что все страны имеют право контролировать и защищать свое воздушное пространство. Данные действия были предприняты Турцией в этом направлении (защита суверенного воздушного пространства) и, следовательно, не являются действиями в рамках коалиции», — цитирует РИА Новости слова Балданса.
В интервью порталу «Фонтанка.ру» руководитель Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Алексей Арбатов высказал мнение, что меры, которые будут приняты Россией, должны носить дипломатический и экономический характер. Так, по его мнению, было бы хорошо отказаться от планов строительства газопровода «Турецкий поток», прекратить продажу туров в в Турцию, а в перспективе и вовсе прекратить авиасообщение с этой страной.
По его мнению, России есть куда переправлять свой газ, а нашим туристам будут рады и в других странах, например в Греции, Хорватии и Черногории, а вот Турции российских туристов никто не заменит, потому что россияне, отдыхающие в Турции составляют приличный контингент, на котором страна очень много зарабатывает.
Арбатов считает, что сначала необходимо разобраться с этим инцидентом, возможно, стоит создать совместную комиссию, чтобы выяснить, нарушал российский самолет границу Турции или нет, и почему было принято решение сбить самолет. «Если выяснится, что самолет не нарушал границ, а вот то, что его сбили, нарушает все международные нормы, тогда получить с Турции извинения и большую компенсацию», — считает эксперт ИМЭМО РАН.
Заведующий кафедрой регионального управления Института государственной службы и управления (ИГСУ) РАНХиГС, доктор политических наук, профессор Владимир Штоль напоминает, что Турция изначально проявляла крайнее недовольство началом антитеррористической операции, в которой стали участвовать российские военно-космические силы, и стали наноситься удары по боевикам ИГ (деятельность организации запрещена в России).
«Прежде всего это, конечно, связано с проблемой добычи и перепродажи по демпинговым ценам нефти. Сегодня уже не секрет ни для кого, что эта нефть поступает через Турцию, затем она смешивается с обыкновенной, нормальной нефтью и перепродается, но уже, конечно, по другим ценам. Это миллиардные доходы. Кроме того, одним из руководителей компании, которая занимается покупкой нефти через Сирию, через ИГИЛ, как раз является сын Эрдогана. Поэтому здесь может быть семейно-личный интерес», — говорит эксперт.
По словам Владимира Штоля, есть и другие причины происшествия, случившегося недалеко от границы с Турцией: «Кроме того, тот регион, где произошла катастрофа и был сбит российский бомбардировщик фронтовой Су-24, находится на такой специфической территории, которая по сути является опорной, буферной зоны для формирования боевиков. Здесь и пустой свободный коридор для прохода из Сирии в Турцию, и соответственно, в обратном направлении, здесь и госпитали находятся, в которых проходят лечение раненые боевики, ну и целый ряд других моментов, которые в этом контексте играют серьезную роль», — рассуждает профессор.
Он подчеркивает, что европейский кризис, связанный с прибывающими в Европу беженцами, тоже завязан на этот район на территории Сирии: «Турция получила достаточно серьезные финансовые средства от Евросоюза и очередное предложение по поводу рассмотрения возможного вступления Турции в Европейский союз в случае выполнения определенной миссии, а именно предотвращения наплыва арабских беженцев из стран Ближнего Востока, из стран Северной Африки на территорию Европы. То есть Турция должна устроить такой фильтрационный лагерь на своей территории, как раз в этом регионе турки и планировали разместить те сотни тысяч беженцев, которые на сегодняшний момент находятся на территории Турецкой республики», — говорит Штоль.
«Как мы видим, комплекс вопросов, с позиций Турции по отношению к борьбе с ИГИЛ и вообще с международным терроризмом здесь связываются в тугой и непростой клубок. Поэтому позиция Турции не стала неожиданной ни для российского руководства, ни для экспертного сообщества. В общем-то все это прогнозировалось».
«Должен сказать, что этот клубок, включает и, безусловно, курдскую проблему. То есть компактное поселение курдов, а особенно предоставление им определенных автономных прав со стороны правительства Башара Асада, то есть сирийского руководства, воспринимается Турцией как угроза ее национальной безопасности. Особенно при учете сложного комплекса вопросов, противоречий и отношений Турции и курдов как на территории самой Турции, так и соседних государств, в частности, в Сирии и Ираке и так далее», — говорит эксперт РАНХиГС.
Он напоминает, что недавние заявления руководства Турции также были сделаны в этом русле, когда заявлялось о том, что по всем странам, которые будут поддерживать любые тенденции по автономным претензиям курдов, будут наноситься удары вооруженных сил Турции. «То есть Турция в этом смысле уже давно как бы исподволь оповещала мировое сообщество о своей позиции», — поясняет Штоль.
«Но честно говоря многие думали, что это связано больше с какой-то предвыборной риторикой турецких руководителей, в частности, Эрдогана накануне недавно состоявшихся выборов в Турции. Были сомнения, что эти выборы вообще состоятся в связи с последними террористическими актами, в том числе и в самой Турции, еще перед парижскими событиями. Это могло поставить крест на любых демократических выборах, то есть могло быть просто введено военное положение, поэтому это воспринималось как риторика. Хотя заявления Эрдогана были и более ранние в отношении России, что Россия ведет себя неправильно, что она может потерять надежного и серьезного партнера в лице Турции, и другие высказывания подобного рода от первых лиц Турции. Ну и мы видим, чем все это закончилось».
Профессор полагает, что никто не ожидал, что Турция осмелится нанести военный удар: «Это фактически уже развязывание военных действий по отношению к нашей стране. Тем более при учете наших договоренностей с американцами как партнеров по антитеррористической коалиции о совместных действиях, в том числе и в воздухе. Поэтому неслучайно наши бомбардировщики летали на задания без прикрытия, скажем, истребительной авиации, потому что в голову никому не приходило, что удар может быть нанесен вооруженными силами партнерского или даже союзного государства по борьбе с терроризмом», —говорит он.
«Нынешние события показали, что Турция по сути сегодня ставит себя на одну доску с Саудовской Аравией и Катаром, то есть странами, которые впрямую, открыто поддерживают террористические организации, в том числе ИГИЛ, «Братьев-мусульман» и так далее. Ну и потом всем хорошо известно, что партия Эрдогана, по сути, и есть такой срез, осколок от отделения более глобальной партии «Братья-мусульмане». Ну и конечно большую роль во всей этой истории играет неудовольствие Турции по поводу режима Башара Асада в Сирии, который они, как и американцы, и некоторые страны Персидского залива, хотят сместить и довести, наверное, до физического уничтожения нынешнего президента Сирии», — заключает Владимир Штоль.