Во вторник стало известно, что Министерство юстиции РФ и президентский Совет по правам человека поставили под сомнение необходимость закона о некоммерческих организациях. Как сообщают «Ведомости», в ходе заседания рабочей группы СПЧ по концепции гармонизации законодательства об НКО было предложено вовсе отказаться от закона об НКО.
Накануне этого поступило письмо из Минюста за подписью первого замминистра юстиции Сергея Герасимова, в котором ведомство указывает на сложившуюся «трехуровневую» систему гражданских законов, при которой помимо Гражданского кодекса и специальных законов о партиях, религиозных организациях и других объединениях, существует так называемая «прослойка», которую образуют законы общего характера, среди которых и закон об НКО. Минюст предложил отказаться от такой системы.
По информации издания, в положениях закона об НКО присутствовали нормы, которые были в предыдущей редакции ГК РФ, и в результате это потянуло сложности с правоприменение после обновления кодекса. Идея Минюста заключается в том, чтобы оставить в законе об НКО только нормы, касающиеся публично-правовых отношений. Таким образом там останется лишь госрегистрация и контроль за НКО, так как гражданско-правовой статус урегулирован кодексом.
Также сообщается, что свой вариант концепции решения этого вопроса подготовит и СПЧ. По словам председателя совета Михаила Федотова, там предлагают развести оставшиеся нормы публично-правовых отношений НКО по разным уже существующим законам. В таком случае регистрация НКО будет прописана в законе о государственной регистрации юридических лиц, а контроль за НКО – в законе о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
При этом Федотов упомянул и о новом законе —об объединениях граждан. Этот документ будет регулировать деятельность социально ориентированных некоммерческих организаций. Именно в нем СПЧ предлагает отразить публично-правовую специфику регулирования НКО. Глава Совета также поделился мнением относительно иностранных агентов — он считает, что с принятием закона о нежелательных организациях этот институт уйдет в прошлое, утратив всякий смысл.
Главный юрист «Трансперенси интернешнл — Россия», кандидат юридических наук Денис Примаков считает, что такой путь сильно сужает деятельность НКО: «Таким же образом можно убрать все законы о госкорпорациях, например. Они же тоже некоммерческие организации. Ведь все можно урегулировать Гражданским кодексом. Такая логика может привести к деформированию некоммерческого сектора, потому что этот сектор как отдельная единица или третий сектор, как его обычно называют, обладает особенностями. И тогда получится, что эти особенности будут утеряны», — говорит Примаков.
Сам юрист видит иной вариант оптимизации законодательства: «Я бы предложил другое: я бы вычеркнул из закона об НКО такие одиозные организации как госкорпорации, всякие общественные советы и так далее, которые непосредственно не занимаются предоставлением гражданских услуг населению, а занимаются лоббированием интересов, в том числе и омбудсмены и так далее», — говорит он.
«Сектор НКО разрознен, если мы говорим непосредственно о правозащитных и социально ориентированных НКО, то для них и нужен этот закон. Другие НКО, например, госкорпорации или адвокатура, которые на самом деле зарабатывают деньги, не очень корректно считать некоммерческими. Данным организациям, конечно, необходимо другое регулирование, и они должны быть удалены из этого закона», — рассуждает главный юрист «Трансперенси интернешнл — Россия».
«С 3 июня вступит в силу закон о нежелательных организациях, а с 2012 года действует закон об организациях, выполняющих обязанности иностранных агентов — эти два закона, конечно, очень дестабилизируют некоммерческий сектор. К тому же, они еще больше разделяют его участников на провластных, то есть тех, кто из года в год получает одни и те же гранты непонятно на что, и других, которые являются полуоппозиционными или оппозиционными, или вообще индифферентным классом, которые почему-то записаны в какие-то реестры. Это не только вопрос о диффамации, который пытался решить Конституционный суд, но также вопрос и об отношении граждан к этим организациям», — говорит эксперт.
Напомним, что под закон об иностранных агентах попадают некоммерческие организации, которые получают финансирование из-за рубежа и при этом ведут политическую деятельность. За последнее время в их число попали еще несколько организаций, в том числе и фонд «Династия», который занимается наукой и образованием. В результате основатель фонда Дмитрий Зимин заявил о намерении прекратить финансирование фонда: «Тратить свои личные деньги под маркой неведомого мне иностранного государства я, конечно, не буду», — сказал он. При этом в Кремле напоминают, что внесение организации в перечень иностранных агентов не ведет к запрету ее деятельности.
К тому же, во вторник Минюст начал разработку процедуры пополнения реестра нежелательных иностранных организаций. Сообщается, что на официальном сайте ведомства будет публиковаться перечень нежелательных иностранных и международных неправительственных организаций. Соответствующий закон о нежелательных организациях был подписан президентом 23 мая, этот документ позволяет признать нежелательной иностранную или международную неправительственную организацию в том случае, если она угрожает основам конституционного строя, обороноспособности или безопасности страны.