будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
ЕГЭ
Май 19, 2025
Страна
Блохина Мария

Наутро. 26 мая

Наутро. 26 мая
13_lU6hX67
ЕГЭ. Камера наблюдения на школьной доске. Источник: Правительство РИ

 

 

Заместитель руководителя Федерального агентства по надзору в сфере образования и науки Анзор Музаев сообщил, что в планах на ближайшие два года обеспечить онлайн-наблюдением все пункты проведения единого государственного экзамена в регионах России. Это, по его мнению, необходимо для повышения объективности процедуры экзамена.

«На сегодняшний день в 45 регионах России обеспечено стопроцентное онлайн-наблюдение в пунктах проведения ЕГЭ. Это не значит, что остальные регионы специально уходят от этой процедуры. У нас страна большая, регионы разные»,— цитирует слова чиновника «Интерфакс». По его словам, на сегодняшний день 84% аудиторий в России уже обеспечены онлайн-наблюдением, в остальных, например, в Якутии периодически возникают сложности с обеспечением связи для онлайн-наблюдения.

Старший научный сотрудник лаборатории исследований социального развития Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Дмитрий Логинов считает, что любые меры, которые будут направлены на то, чтобы сделать проведение экзамена более прозрачным, понятным и при этом будут минимизировать риски списывания и помощи со стороны, будут правильными, но с одной оговоркой. «В том случае, если это будет онлайн-запись и онлайн-проверка, то эти меры не должны затрагивать личное пространство учащихся. То есть, грубо говоря, эти камеры не должны быть установлены в туалетах, потому что в последнее годы были разовые случаи, когда у сдающих экзамены детей не было возможности спокойно выйти в туалет. Это было проблемой», —напомнил эксперт.

Он уверен, что если таких перегибов не будет, то эта мера вполне оправдана: «Дальше встает вопрос денег — насколько в нынешних условиях на это есть деньги. То есть если есть достаточно средств для этого и не будет перегибов, то эта мера вполне может быть еще одним небольшим шажком для того, чтобы повысить прозрачность экзамена», — полагает Логинов.

По его мнению, единый государственный экзамен уже прижился в России: «Оценка эффективности ЕГЭ — это сложный вопрос, потому что эффективность может быть крайне разной и можно навскидку представить и рассмотреть несколько (а то и несколько десятков) параметров эффективности. В целом же, можно сказать, что за последние годы значительные группы населения, школьников, их родителей действительно адаптировались к тому, как проходит экзамен, в какой он проходит форме, и как к нему готовиться, что самое главное».

«Мы видим, что уже начиная со средних классов школы, а в некоторых случаях и с младших классов школы, домохозяйства активно инвестируют как усилия, так и финансовые средства в то, чтобы ребенок подготовился к сдаче ЕГЭ. Сегодня к этой системе родители адаптировались. Но здесь есть одно важное замечание: эта адаптация произошла в докризисный период, а сейчас, с началом кризисных явлений, мы видим, что более 20% родителей говорят, что вынуждены сокращать инвестиции в подготовку к ЕГЭ вследствие финансовых проблем. Это может создать в ближайшие годы новую ситуацию, которая потребует новой адаптации», — рассуждает Дмитрий Логинов.

Большое количество критериев оценки эффективности в любой системе означает, что по каждому из этих критериев теоретически есть возможности улучшения и оптимизации, замечает он. «Но сейчас мне представляется намного важнее то, что даже к нынешней системе в меняющихся экономических условиях домохозяйства будут вынуждены искать новые стратегии адаптации. И в этих условиях кардинально менять систему сейчас достаточно сложно, хотя, безусловно, локальные шаги по оптимизации вполне возможны и наверняка они эффективны по каким-то критериям»,—уверен Логинов.

Сейчас, по его словам, необходимо выявить критерии эффективности и понять, есть ли по каким-то серьезный провал, и тогда провести анализ возможных путей решения, из возможностей системы и потребителя, то есть родителей школьников. «У нас сейчас достаточно непростая ситуация и мы не в тех условиях, чтобы делать какие-то необдуманные шаги, особенно в такой сфере, которая затрагивает крайне широкие группы населения»,— резюмирует эксперт Президентской академии.

Руководитель Центра мониторинга и статистики образования Федерального института развития образования Марк Агранович в беседе с «Полит.ру» рассказал о двух главных недостатках ЕГЭ: «Главный недостаток ЕГЭ заключается в том, что он совмещает в себе два экзамена: вступительный и на аттестат зрелости. Это совершенно два разных экзамена по своей сути, и они должны строиться по-разному. Мне кажется, это основная проблема с ЕГЭ», — говорит он.

«Если есть экзамен, который фиксирует знание учащегося и аттестат, то на его основе можно строить какие-то оценки качества образования. Если экзамен построен на том, чтобы в результате был вступительный балл, то он просто строится по-другому. То есть он строится, исходя из, условно говоря, потребностей высшей школы и по критерием высшей школы. В таком случае экзамен ориентирован не на оценку знаний, полученных в школе, а на то, чтобы удовлетворить запросу следующей ступени. Он ориентирован именно на поступление», — объясняет эксперт ФИРО.

«Вторая проблема в том, что, конечно, на него слишком много навешивают: и оценку школ, как бы против этого ни возражали, и даже оценку учителей и так далее. Это абсолютно неправильно. У этого экзамена очень высокая ставка. По большому счету, нет ни одной крупной группы, которая была бы заинтересована в том, чтобы он проходил честно. Видимо, от этого и все эти безумные меры: видеонаблюдение, ФСБ и все остальное. На мой взгляд, это два самых существенных недостатка, которые у него есть на сегодняшний день. Что касается остального, то это вопрос техники: что-то можно делать в тестах с открытым вопросом, что-то можно сделать в тестах с ответом на выбор. Наверное, надо и дальше совершенствовать», — заключает Марк Агранович.

Напомним, что единый государственный экзамен проводится ежегодно во всех средних учебных заведениях для учащихся, которые завершают обучение. Он является одновременно выпускным экзаменом для школы и вступительным для вуза. ЕГЭ проводится на всей территории страны, а с 2009 года он является единственной формой выпускных экзаменов для школы. Все это время ведется работа по модификации экзамена. Среди прочих, было введено видео-наблюдение, которое, по замыслу инициаторов, позволяет контролировать действия экзаменуемых и предотвращать попытки жульничества на экзамене, несколько лет назад в процедуру проведения ЕГЭ по иностранным языкам появилась устная часть, проверяющая навыки речи на выбранном языке и т.д.

Блохина Мария
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).