будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Минфин законотворчество
Июнь 19, 2025
Страна
Блохина Мария

Наутро. 26 января

Наутро. 26 января
nalog
Федеральная налоговая служба. Источник: Фото: nalog.ru
 

Министерство финансов собирается ужесточить фискальную систему по всем видам платежей в бюджет, причем изменения коснутся как бизнеса, так и граждан. Об этом сообщает РБК со ссылкой на рабочие материалы министерского плана по улучшению администрирования доходов бюджетной системы и улучшению эффективности работы с дебиторской задолженностью.

Напомним, что две недели назад президентом была одобрена идея объединения ФНС, ФТС и Росалкогольрегулирования в единую систему администрирования платежей под руководством Минфина. Следом за этим заместитель министра финансов Максим Орешкин заявил, что в правительство был направлен план, содержащий оперативные меры, которые должны быть приняты в ближайшее время.

По информации издания, запланирован широкий набор мер. Так, в плане есть пункт, предусматривающий запрет на пользование госуслугами для тех лиц,  у которых имеются долги по платежам в бюджет, например, неоплаченные штрафы и пени. Не уточняется, какими именно услугами не смогут пользоваться должники, но идея должна быть разработана к лету этого года. Кроме того, рассматривается возможность принудительного взыскания штрафов путем вычета из зарплаты, а также замены денежного штрафа за неуплату бюджетных платежей на принудительные работы или даже на арест.

Профессор кафедры экономики и финансов общественного сектора Института государственной службы и управления РАНХиГС Людмила Пронина в беседе с «Полит.ру» поделилась мнением о возможных мерах ужесточения фискальной политики. По ее словам, сейчас тяжелое время для федерального бюджета, и необходимо его пополнять, для чего правительством планируется секвестирование расходов на 10% и ряд других мер. 

«Сейчас любые методы актуальны, исходя из предложений Минфина. Во всяком случае, я думаю, что одно из глобальных предложений Минфина уже реализуется и в определенной степени может решить ряд задач, которые сейчас обсуждаются и нацелены на увеличение доходов федерального  бюджета. Это все же фискальные задачи, а не социальные. То есть речь о том, чтобы собирать больше доходов в бюджет, причем не только в федеральный. Это касается мер улучшения администрирования платежей, потому что все, что было перечислено, — это улучшение администрирования платежей, в том числе налогового характера. В связи с этим Минфином сейчас создается единая система администрирования всех платежей: налоговых, неналоговых, тарифных и других. Причем пока неизвестно, в каком виде это будет оформлено, может быть эти полномочия будут переданы ФНС,  а может быть новому органу власти  под эгидой Минфина. Вот это направление правильное — улучшение администрирования платежей», — считает г-жа Пронина. 

Она отмечает, что особенно это важно в отношении страховых сборов во внебюджетные фонды, в первую очередь, пенсионный фонд, там как там на сегодняшний день уровень собираемости очень низкий. «Я имею в виду 30% страховой сбор , который работодатели платят, а он потом распределяется между всеми социальными фондами (пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования). Это тоже является аргументом может быть даже к переходу на единый социальный налог. То есть еще раз повторяю, что само это направление правильное- улучшение администрирования, то есть сбора различных платежей», — говорит эксперт.

«Если перейти к конкретным санкциям, то первое предложение о запрете пользования госуслугами людям, за которыми числятся штрафы, — это, конечно, драконовская мера. Этого нельзя запретить, это не соответсвует  закрепленным в Конституции правам гражданина.. Ведь что такое госуслуги? Они могут быть социального характера, а могут быть исполнительно-распорядительного. Запрет на услуги социального характера означает, что человек не сможет получать практически никакие услуги, которые касаются потребления общественных благ, это и здравоохранение, и образование, и все-все-все. Это государственные или муниципальные услуги, хотя это разные вещи. Как можно запретить получать помощь или услуги здравоохранения или образования? Нет, этого быть не может.

Может быть имеются в виду услуги исполнительно-распорядительного характера? Это тоже нельзя запретить, это не соответствует ни Конституции, ни законодательству. Ведь это значит, что  нельзя будет зарегистрировать какую-то недвижимость или землю в многофункциональном центре, зарегистрировать место жительства и т д.. У нас полно услуг исполнительно-распорядительного характера. То есть это абсолютный абсурд, это никуда не годится», — уверена Людмила Пронина.

Она также сомневается и в принудительном взыскании штрафов из заработной платы: «Для этого ведь тоже будет необходимо вводить серьезные изменения в Конституцию и в соответствующее законодательство, так как Конституция гарантирует оплату труда за соответствующий труд, за качество и количество труда. В сегодняшней ситуации как мы будем вычитать, если уже сейчас 3,5 миллиарда рублей составляет невыплата зарплат? Это официальные данные Росстата. К тому же в этом году у нас снизилась реальная заработная плата на 9,5%, то есть то, что на эти деньги можно купить, у нас безработица уже 4,4 миллиона человек, то есть 5,8% экономически активного населения. Вот с кого мы будем это взимать? Если он не заплатил штраф, то это значит, самое простое, что у него просто нет на это денег. Поэтому здесь надо уточнять, какие штрафы», — рассуждает профессор РАНХиГС. 

Она допускает, что это может применяться разве что к автомобильным штрафам. «Другое дело, что у нас много и других штрафных санкций и пени, вот даже сейчас пени начисляются за неуплату коммунальных услуг. Почему не  оплачиваются коммунальные услуги? Одно дело, если человек просто забывает это сделать, хотя я сильно сомневаюсь, что возможно забыть про этого страшного зверя, значит, у  неплательщика просто нет денег. Поэтому принудительно вычитать штрафы у безработных не получится, не вычитать же их из пособия. Я очень сильно сомневаюсь в этой мере», — говорит Пронина.

По ее мнению, единственной возможной мерой из перечисленных могут быть принудительные работы, однако и они должны распространяться далеко не на все штрафы и присуждаться только  после решения суда.

Помимо граждан, в случае одобрения плана и вступления в силу перечисленных в нем мер, несладко будет и бизнесу. В частности, документ предусматривает такие ограничения, как запрет на участие в госконтрактах при наличии задолженности по налогам или таможенным платежам.

Допускается возможность максимального расширения системы проверок в части внешнеэкономической деятельности. Также сообщается, что таможенные органы могут получить право запрашивать у банков документы и сведения не только по проверяемым организациям, но и по другим компаниям и лицам, имеющим к ним отношение. Банки смогут отказывать в проведении валютной операции в случае, если совершаемые клиентом валютные операции незаконны. Банки так же будут вправе расторгнуть договор банковского счета, если это будут для этого основания.

Авторы документа также сформулировали меры по борьбе с серыми импортными схемами. Сообщается, что налогоплательщика могут обязать указывать наименования и количество иностранных товаров в привязке к номеру таможенной декларации, а также в декларации по НДС. 

Председатель Президиума Ассоциации молодых предпринимателей России (АМПР) Дмитрий Кравченко опасается, что внедрение этого плана может негативно отразиться на бизнесе: «Сейчас на первый взгляд кажется, что первоочередной задачей этого плана является ужесточение системы наказания, а потом уже отбеливание серых схем. Ужесточить фискальную систему в части сбора штрафов и отбеливания серого импорта можно, но боюсь все перечисленные идеи будут внедряться в спешке и в итоге получим новые поправки в законы, которые могут дать контролирующим органам возможности  для увеличения проверок бизнеса. В итоге предприниматели будут получать огромное количество запросов и постоянные проверки, что само по себе будет загонять бизнес в подполье, а это бизнесу не нужно, предприниматели наоборот в нынешней экономической ситуации ждут снижения количества проверок, чтобы сосредоточиться на развитии бизнеса, а не заниматься все время ответами на запросы», — рассуждает Кравченко. 

«Прежде чем воплощать предложенные идеи в жизнь необходимо обсудить каждый пункт с представителями бизнес-сообщества. Мы в целом не против отбеливания серых схем и борьбы с нечестными конкурентами, которые благодаря серым схемам имеют заведомо выгодную позицию на конкурентном рынке, но здесь главное, чтобы и честный бизнес не пострадал от этих мер, а для этого необходим тщательный анализ каждого пункта нововведений», — резюмирует эксперт АМПР.

Блохина Мария
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).