Министерство финансов собирается ужесточить фискальную систему по всем видам платежей в бюджет, причем изменения коснутся как бизнеса, так и граждан. Об этом сообщает РБК со ссылкой на рабочие материалы министерского плана по улучшению администрирования доходов бюджетной системы и улучшению эффективности работы с дебиторской задолженностью.
Напомним, что две недели назад президентом была одобрена идея объединения ФНС, ФТС и Росалкогольрегулирования в единую систему администрирования платежей под руководством Минфина. Следом за этим заместитель министра финансов Максим Орешкин заявил, что в правительство был направлен план, содержащий оперативные меры, которые должны быть приняты в ближайшее время.
По информации издания, запланирован широкий набор мер. Так, в плане есть пункт, предусматривающий запрет на пользование госуслугами для тех лиц, у которых имеются долги по платежам в бюджет, например, неоплаченные штрафы и пени. Не уточняется, какими именно услугами не смогут пользоваться должники, но идея должна быть разработана к лету этого года. Кроме того, рассматривается возможность принудительного взыскания штрафов путем вычета из зарплаты, а также замены денежного штрафа за неуплату бюджетных платежей на принудительные работы или даже на арест.
Профессор кафедры экономики и финансов общественного сектора Института государственной службы и управления РАНХиГС Людмила Пронина в беседе с «Полит.ру» поделилась мнением о возможных мерах ужесточения фискальной политики. По ее словам, сейчас тяжелое время для федерального бюджета, и необходимо его пополнять, для чего правительством планируется секвестирование расходов на 10% и ряд других мер.
«Сейчас любые методы актуальны, исходя из предложений Минфина. Во всяком случае, я думаю, что одно из глобальных предложений Минфина уже реализуется и в определенной степени может решить ряд задач, которые сейчас обсуждаются и нацелены на увеличение доходов федерального бюджета. Это все же фискальные задачи, а не социальные. То есть речь о том, чтобы собирать больше доходов в бюджет, причем не только в федеральный. Это касается мер улучшения администрирования платежей, потому что все, что было перечислено, — это улучшение администрирования платежей, в том числе налогового характера. В связи с этим Минфином сейчас создается единая система администрирования всех платежей: налоговых, неналоговых, тарифных и других. Причем пока неизвестно, в каком виде это будет оформлено, может быть эти полномочия будут переданы ФНС, а может быть новому органу власти под эгидой Минфина. Вот это направление правильное — улучшение администрирования платежей», — считает г-жа Пронина.
Она отмечает, что особенно это важно в отношении страховых сборов во внебюджетные фонды, в первую очередь, пенсионный фонд, там как там на сегодняшний день уровень собираемости очень низкий. «Я имею в виду 30% страховой сбор , который работодатели платят, а он потом распределяется между всеми социальными фондами (пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования). Это тоже является аргументом может быть даже к переходу на единый социальный налог. То есть еще раз повторяю, что само это направление правильное- улучшение администрирования, то есть сбора различных платежей», — говорит эксперт.
«Если перейти к конкретным санкциям, то первое предложение о запрете пользования госуслугами людям, за которыми числятся штрафы, — это, конечно, драконовская мера. Этого нельзя запретить, это не соответсвует закрепленным в Конституции правам гражданина.. Ведь что такое госуслуги? Они могут быть социального характера, а могут быть исполнительно-распорядительного. Запрет на услуги социального характера означает, что человек не сможет получать практически никакие услуги, которые касаются потребления общественных благ, это и здравоохранение, и образование, и все-все-все. Это государственные или муниципальные услуги, хотя это разные вещи. Как можно запретить получать помощь или услуги здравоохранения или образования? Нет, этого быть не может.
Может быть имеются в виду услуги исполнительно-распорядительного характера? Это тоже нельзя запретить, это не соответствует ни Конституции, ни законодательству. Ведь это значит, что нельзя будет зарегистрировать какую-то недвижимость или землю в многофункциональном центре, зарегистрировать место жительства и т д.. У нас полно услуг исполнительно-распорядительного характера. То есть это абсолютный абсурд, это никуда не годится», — уверена Людмила Пронина.
Она также сомневается и в принудительном взыскании штрафов из заработной платы: «Для этого ведь тоже будет необходимо вводить серьезные изменения в Конституцию и в соответствующее законодательство, так как Конституция гарантирует оплату труда за соответствующий труд, за качество и количество труда. В сегодняшней ситуации как мы будем вычитать, если уже сейчас 3,5 миллиарда рублей составляет невыплата зарплат? Это официальные данные Росстата. К тому же в этом году у нас снизилась реальная заработная плата на 9,5%, то есть то, что на эти деньги можно купить, у нас безработица уже 4,4 миллиона человек, то есть 5,8% экономически активного населения. Вот с кого мы будем это взимать? Если он не заплатил штраф, то это значит, самое простое, что у него просто нет на это денег. Поэтому здесь надо уточнять, какие штрафы», — рассуждает профессор РАНХиГС.
Она допускает, что это может применяться разве что к автомобильным штрафам. «Другое дело, что у нас много и других штрафных санкций и пени, вот даже сейчас пени начисляются за неуплату коммунальных услуг. Почему не оплачиваются коммунальные услуги? Одно дело, если человек просто забывает это сделать, хотя я сильно сомневаюсь, что возможно забыть про этого страшного зверя, значит, у неплательщика просто нет денег. Поэтому принудительно вычитать штрафы у безработных не получится, не вычитать же их из пособия. Я очень сильно сомневаюсь в этой мере», — говорит Пронина.
По ее мнению, единственной возможной мерой из перечисленных могут быть принудительные работы, однако и они должны распространяться далеко не на все штрафы и присуждаться только после решения суда.
Помимо граждан, в случае одобрения плана и вступления в силу перечисленных в нем мер, несладко будет и бизнесу. В частности, документ предусматривает такие ограничения, как запрет на участие в госконтрактах при наличии задолженности по налогам или таможенным платежам.
Допускается возможность максимального расширения системы проверок в части внешнеэкономической деятельности. Также сообщается, что таможенные органы могут получить право запрашивать у банков документы и сведения не только по проверяемым организациям, но и по другим компаниям и лицам, имеющим к ним отношение. Банки смогут отказывать в проведении валютной операции в случае, если совершаемые клиентом валютные операции незаконны. Банки так же будут вправе расторгнуть договор банковского счета, если это будут для этого основания.
Авторы документа также сформулировали меры по борьбе с серыми импортными схемами. Сообщается, что налогоплательщика могут обязать указывать наименования и количество иностранных товаров в привязке к номеру таможенной декларации, а также в декларации по НДС.
Председатель Президиума Ассоциации молодых предпринимателей России (АМПР) Дмитрий Кравченко опасается, что внедрение этого плана может негативно отразиться на бизнесе: «Сейчас на первый взгляд кажется, что первоочередной задачей этого плана является ужесточение системы наказания, а потом уже отбеливание серых схем. Ужесточить фискальную систему в части сбора штрафов и отбеливания серого импорта можно, но боюсь все перечисленные идеи будут внедряться в спешке и в итоге получим новые поправки в законы, которые могут дать контролирующим органам возможности для увеличения проверок бизнеса. В итоге предприниматели будут получать огромное количество запросов и постоянные проверки, что само по себе будет загонять бизнес в подполье, а это бизнесу не нужно, предприниматели наоборот в нынешней экономической ситуации ждут снижения количества проверок, чтобы сосредоточиться на развитии бизнеса, а не заниматься все время ответами на запросы», — рассуждает Кравченко.
«Прежде чем воплощать предложенные идеи в жизнь необходимо обсудить каждый пункт с представителями бизнес-сообщества. Мы в целом не против отбеливания серых схем и борьбы с нечестными конкурентами, которые благодаря серым схемам имеют заведомо выгодную позицию на конкурентном рынке, но здесь главное, чтобы и честный бизнес не пострадал от этих мер, а для этого необходим тщательный анализ каждого пункта нововведений», — резюмирует эксперт АМПР.