В понедельник стало известно, что председатель правительства Дмитрий Медведев подписал постановление, которое добавляет новый критерий в перечень показателей оценки эффективности органов власти субъектов РФ. Об этом говорится в сообщении на сайте правительства. Теперь при оценке эффективности региональных органов власти будет учитывать уровень содействия развитию конкуренции на основе стандарта развития конкуренции в регионах.
Предполагается, что это позволит сформировать механизм, который будет стимулировать регионы к эффективной реализации стандарта развития конкуренции, однако эксперты так не считают.
Профессор Высшей школы экономики Николай Петров считает, что это бесполезная затея: «Сам факт того, что правительство считает своей функцией оценивать эффективность работы губернаторов в какой-то мере означает то, что федерализма, который декларируется нашей Конституцией, в стране нет. Потому что губернаторы — это принципиально другой уровень власти, который не должен вообще говоря быть подчинен федеральной власти», — говорит он.
По его словам, еще одна проблема в том, что у нас в стране нет выборов губернаторов: «На выборах люди, граждане, которые проживают в этом регионе, сами дают оценку своим губернаторам и при это взвешивают те параметры, которые им кажутся важными, в соответствии с тем, насколько это важно для их жизни в регионе. Когда правительство пытается подменить разного рода набора параметров выборы, то есть объективную оценку работы губернаторов, мы получаем то, что мы получаем».
«В начале, когда вводили эту систему, там было 43 показателя, затем что-то добавляли, что-то убавляли. И на деле это превращается в полную профанацию, когда есть бесконечное количество самых разных параметров, которые позволяют любого губернатора упрекать, что он что-то не дотянул или не доделал, которые в принципе бесконечно растут в числе, демонстрируя, что сегодня правительству надо подчеркнуть свою заботу о конкуренции».
«На самом деле, мне эта ситуация кажется дикой не только с точки зрения федерализма, но и с точки зрения того, что развивать конкуренцию, объявляя специальную административную поддержку и заботу в отношении этой самой конкуренции — это, мне кажется, уже прямо дурная шутка», — заключает профессор Вышки.
Профессор кафедры политологии и политического управления Института общественных наук РАНХиГС Дмитрий Слизовский тоже полагает, что это далеко не самая необходимая мера: «Во-первых, число критериев оценки работы субъектов Российской Федерации, прежде всего глав этих субъектов, постоянно растет, и мне думается, это опасная тенденция. Она предполагает широкую палитру мониторинга оценочной деятельности, критериев оценки деятельности. Ну вот добавляется один критерий, это иногда пугает глав субъектов из-за непомерного числа оценочных показателей. Увеличение числа этих показателей, на мой взгляд, не ведет к повышению эффективности их работы. Это больше настораживает, вводит их в состояние ступора, либо глухого недовольства со стороны тех, кто определяет увеличение числа этих критериев».
«Во-вторых, с моей точки зрения надо идти не по пути увеличения критериев числа оценки, а выделения ключевых критериев», — считает Слизовский. По его мнению, сам по себе новый критерий, связанный с уровнем содействия развитию конкуренции, не станет достаточным стимулом для ее развития.
Федеральная антимонопольная служба нередко уличает глав регионов в противодействии конкуренции. Например, последним стал инцидент с руководителем Белгородской области Евгением Савченко, в отношении которого ФАС завела дело, выявив факт заключения антиконкурентного соглашения с фондами и хозяйствующими субъектами.
Неделю назад ФАС также порекомендовала губернатору Нижегородской области Валерию Шанцеву не ограничивать конкуренцию на региональных рынках реализации алкогольной продукции после того, как появилась информация, что власти предложили торговым сетям сделать упор на продаже алкоголя местного производства.
Напомним, что 5 сентября этого года правительство утвердило стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации. Из текста документа следует, что он был принят для установления единообразного подхода у органов исполнительной власти на разных уровнях по созданию условий для развития конкуренции между хозяйствующими субъектами в отраслях экономики с учетом специфики того или иного региона.
Кроме того, документ направлен на «формирование прозрачной системы деятельности органов исполнительной власти в части реализации результативных и эффективных мер по развитию конкуренции в интересах потребителей товаров, работ и услуг, в том числе субъектов предпринимательской деятельности, граждан и общества».
Этот стандарт опирается на ряд принципов: ориентацию на потребителя, заинтересованность высшего должностного лица, системный подход, постоянное улучшение деятельности и ее прозрачность.