будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Госдума правительство
Июнь 30, 2025
Страна
Блохина Мария

Наутро. 30 ноября

Наутро. 30 ноября
d06590006b75448f4f2785460c7ab758
Пленарное заседание Государственной Думы. 2016 год.. Источник: ГД РФ
 

Правительство направило в Госдуму отзыв на инициативу увеличения финансирования парламентских партий, сообщают «Ведомости». Две недели назад инициативу внесли на рассмотрение депутаты от всех четырех партий. Согласно документу, финансирование партий будет увеличено за счет изменения стоимости одного избирательного голоса на выборах в Госдуму с 110 до 152 рублей. Сообщается, что этот законопроект подготовлен «для стабильности политической системы и снижения зависимости политических партий от частных жертвователей». На реализацию этого законопроекта в следующем году потребуется около 7 миллиардов рублей, и при этом дополнительных расходов из бюджета не потребуется. 

Предположительно уже 2 декабря документ может быть принят в первом чтении, так как планируется его одобрить до принятия бюджета на следующий год.  

Профессор, заведующий Лабораторией методологии оценки регионального развития Центра фундаментальных исследований НИУ-ВШЭ Николай Петров считает, что отчасти здесь есть и политический расчет: «Те три системные партии, младшие партнеры Единой России, что сегодня находятся в Думе, похудели в результате недавних выборов, и для того, чтобы они не отказались от сотрудничества, Кремлю надо делать какие-то жесты в их адрес. Мы видели, что распределение постов в комитетах происходило не в соответствии с нынешним раскладом, а в соответствии с прошлым раскладом сил, и увеличение финансирования думских партий оттуда же, потому что у Единой России, как я понимаю, проблем с финансированием нет. И речь идет об увеличении финансирования существенно уменьшившихся по числу депутатов и по количеству набранных голосов думских партий.

То есть речь идет не столько об увеличении в абсолютном объеме денег, которые дают партиям, сколько о сохранении этих денег при том, что количество голосов, которые эти партии набрали на выборах, сократилось. В этом смысле мне кажется, что сама идея того, что государство финансирует политические партии, может быть и неплохая, она используется в целом ряде стран. Плохо то, что таким образом дополнительно закрепляется то преимущество, которое имеют те четыре, представленные в Думе партии перед всеми остальными. И это ведет к застою в партийной системе, когда новые политические силы не способны в условиях конкуренции на неравных условиях прийти и закрепиться в политической системе», — сказал Николай Петров.

Необходимость снижения зависимости политических партий от частных пожертвований, по мнению Петрова, есть, но важно, что речь идет не о пожертвованиях граждан, а о пожертвованиях со стороны бизнеса: «Понятно, что бизнес просто так деньги не дает, и если он дает деньги, то в обмен на это политические партии должны выполнять какие-то услуги для этого бизнеса. Понятно, что при прочих равных, если не удается содержать партии за счет членов, а сегодня это общемировая проблема, то государство заинтересовано в том, чтобы партии не становились рупором определенных бизнес-структур или бизнес-групп. И когда это не очень большая партия, то роль отдельного крупного бизнеса, который ее спонсирует, может оказаться слишком велика, и партия вместо того, чтобы транслировать интересы избирателей, будет лоббировать интересы этого бизнеса», — поделился мнением эксперт Вышки.

Руководитель лаборатории исследований бюджетной политики РАНХиГС Александр Дерюгин в беседе с «Полит.ру» высказал мнение, что на бюджете такое увеличение финансирования партий отразится не очень сильно и большой проблемой не станет. «Но есть другие проблемы. Эта фраза о том, что реализация не потребует дополнительных расходов, содержится в финансово-экономическом обосновании большинства законов. Видимо, кто-то просто сделал копи-пэйст, не вдумываясь в то, что он делает. Поэтому у нас вообще нет такого понятия, как нормальное финансово-экономическое обоснование законов: эту часть наши законотворцы игнорируют и везде используют одну и ту же формулировку. Я предлагаю в этой связи вообще отменить финансово-экономическое обоснование, просто чтобы не позориться перед всем миром, а то кто-то прочитает и будет смеяться — это получится как-то неприлично. Этим некому заниматься, поэтому берут какой-то другой закон, делают копи-пэйст, и получается новое финансово-экономическое обоснование.

Что касается снижения зависимости от частных пожертвований, то тут логика мне не очень понятна. Как раз то, что люди хотят быть членами партии и поддержать ее — это как раз и есть признак того, что партия востребована. А если партии кормить исключительно из федерального бюджета, то здесь может произойти просто отрыв партии от народа: партия будет существовать сама по себе, и тогда вообще непонятно, чьи интересы она будет выражать и обслуживать.

Я не специалист в партийном строительстве, я занимаюсь вопросами бюджета и финансирования, но как человеку, который далек от этой сферы, мне непонятно, почему партия должна финансироваться из федерального бюджета. Если у нее есть сторонники, она востребована, если люди готовы идти за лидерами, то они будут вступать в эту партию и платить взносы, если сторонников много, то они и будут ее поддерживать. Если же партия не востребована, ее идеи не находят поддержки со стороны населения, то тогда у нее, соответственно, и денег будет меньше. Люди не будут готовы платить за то, чтобы поддерживать эту партию, и она будет стремиться быть ближе к народу. А если она получает деньги только из бюджета, то это получается какая-то государственная постройка, которая к людям отношения не имеет. Мне кажется, что связка партии с частным финансированием, наоборот, должна быть более сильной, тогда это действительно будет политическая партия, которая представляет чьи-то интересы. А так получается как в анекдоте «Кто девушку кормит, тот ее и танцует». Тогда получается чьи интересы партия представляет?» — сказал эксперт РАНХиГС Александр Дерюгин.

Блохина Мария
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).