будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Генпрокуратура интернет запрещенные сайты
Май 18, 2025
Страна
Блохина Мария

Наутро. 31 марта

Наутро. 31 марта
spc
На заседании «Рост радикализма как угроза правам человека» в СПЧ. Источник: Фото: president-sovet.ru
 

Генеральная прокуратура считает, что ее полномочия в досудебной блокировке интернет-ресурсов должны быть расширены. Это касается сайтов, контент которых может быть признан экстремистским. Об этом во вторник сообщили «Ведомости». По информации издания, такое заявление сделал начальник отдела Генпрокуратуры по надзору за исполнением законодательства о межнациональных отношениях и противодействии экстремистской и террористической деятельности Алексей Жафяров на заседании совета по правам человека, которое состоялось в понедельник. По его словам, в последнее время в интернете агитация и пропаганда экстремизма все чаще выражаются в форме пропаганды и оправдания экстремистской деятельности. «Но на сегодняшний день механизмов, которые позволяли бы нам оперативно блокировать эту информацию, нет», – заметил Жафяров.

На данный момент интернет-сайт может быть заблокирован в досудебном порядке только в случае выявления призывов к массовым беспорядкам, экстремистской деятельности или к участию в несогласованных массовых акциях.

При этом планируется поставить вопрос и о том, чтобы наделить правом блокировки интернет-ресурсов и региональных прокуроров, а не только генерального прокурора и его замов. Тогда прокуроры в регионах тоже смогут пресекать призывы к массовым беспорядкам в интернете.

Однако такое расширение полномочий прокуратуры, по мнению экспертов, опрошенных изданием, чревато угрозой массовой блокировки всех ресурсов, в которых прокуратура увидит признаки экстремизма.

Заместитель директора Центра правового обслуживания Вячеслав Михайлошин разделяет опасения о тех рисках, которые несет инициатива Генпрокуратуры: «Прокуратура, по-моему, хочет слишком много, требуя разрешения  досудебного блокирования сайтов, в которых нет призывов к беспорядкам и осуществлению экстремистской деятельности», — говорит он, называя это «откатом к  советским временам застоя». 

«Получается, что  за любое мнение, любое рассуждение, идущее вразрез  с интересами  государственных органов, должностных лиц этих органов, можно безо всяких разбирательств  оперативно «заставить замолчать» любого, кто осмелится давать отрицательную оценку, заблокировав сайт. При отсутствии очевидности агитации и пропаганды  экстремизма и терроризма, необходимо экспертное заключение и судебное решение.  Что касается предоставления полномочий региональным прокурорам, то это здравое предложение, вполне разумно доверить им функции, которые в настоящее время вправе осуществлять Генеральная прокуратура», — заключает Михайлошин. 

Павел Ивченков, эксперт центра «Общественная Дума», наоборот, считает, что это желание надзорного ведомства ожидаемо: «Стремление Генпрокуратуры расширить полномочия генпрокурора и региональных прокуроров по досудебной блокировке сайтов, содержащих экстремистский контент, вполне оправдано и рационально. Это несколько упростит и ускорит процедуру блокировки экстремистского контента, но не решит полностью проблему разжигания экстремизма во всемирной сети. Поскольку интернет содержит огромное количество самой разнообразной информации, лишь расширением полномочий органов прокуратуры невозможно решить проблему экстремизма на сайтах», — рассуждает Ивченков.

Он разделяет аргументы, которые использовал глава профильного отдела Генпрокуратуры, но считает, что должна быть усилена лингвистическая составляющая надзорного ведомства: «Поскольку нередко экстремистские призывы маскируются за так называемыми "оправданиями" или призывами к неким другим целям, попутно подразумевающим и экстремистские, необходимо проведение комплекса лингвистических проверок по спорным вопросам. В нашем государстве допускается свободное выражение собственного мнения, инакомыслие, но лишь в том случае, когда это не несет угрозы для государства и общества. Не всегда лишь технические средства могут определить, относится ли тот или иной контент к экстремистскому, или нет. То есть нужно усилить взаимодействие прокуратуры с лингвистическими центрами, уполномоченными на проведение подобных экспертиз», — говорит эксперт «Общественной Думы».

Он считает, что сфера контроля над информацией, размещаемой в интернете, должна быть усовершенствована с технической и программной сторон: «Должен быть гибкий подход к оценке информации на предмет экстремистских призывов. Также для своевременного получения данных о размещении запрещенной информации необходимо усовершенствовать взаимодействие органов прокуратуры с интернет-провайдерами.

Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 28 декабря 2013 года с изменениями от 1 февраля 2014 года стал, по сути, первым законодательным актом, подробно регулирующим ответственность за нарушение законодательства в интернете. Теперь любой гражданин Российской Федерации может обратиться в органы прокуратуры с просьбой принять меры против запрещенной информации в интернете, прикрепив ссылку на сайт или скриншот (фото) интернет-страницы. На данный момент ведется активная работа по совершенствованию законодательства об информации в интернете, особо освещается проблема размещения экстремистского контента на международных ресурсах и проблема экстремистских призывов в молодежной среде».

Директор Центра управления информационно-коммуникационными и масс-медийными процессами Института государственной службы и управления, профессор РАНХиГС Владимир Силкин отмечает другую сторону проблемы: «Во-первых, для того чтобы отслеживать весь контент интернета, потребуется большой штат сотрудников. Если принимаются поправки, то надо действовать в соответствии с нормой неотвратимости наказания. Если невозможно все это отследить, и, соответственно, какие-то ресурсы будут блокироваться, какие-то не будут, тогда это создаст какую-то неразбериху в вопросе регулирования интернета в этой сфере. Во-вторых, я не считаю, что современное законодательство каким-то образом не регулирует появление экстремистских интернет-ресурсов, и мне кажется, того, что есть, вполне достаточно», — говорит он.

Силкин считает, что опасения о возможных злоупотреблениях сильно преувеличены: «Мне кажется, блокировать они будут какую-то часть ресурсов, и характер это будет иметь скорее показательный», — полагает он. По словам эксперта, пристальное внимание надзорного ведомства вызвано огромным влиянием интернета и СМИ, которое создают угрозы: «Я так понимаю, что в Генеральной прокуратуре осознают значительную роль средств массовой информации, коммуникации, масс-медиа и роль интернета. Поэтому, как говорила Фаина Раневская «Красота — страшная сила», интернет — страшная сила!»— резюмирует профессор РАНХиГС. 

Блохина Мария
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).