будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Минюст коррупция
Июнь 21, 2025
Страна
Блохина Мария

Наутро. 5 августа

Наутро. 5 августа
chin600-450
Мужчина с портфелем. Источник: Pixabay

  

 

Министерство юстиции РФ подготовило законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования вопросов противодействия коррупции».

Как сказано в пояснительной записке к документу, в настоящее время закон предполагает только одну меру ответственности дисциплинарного характера для лиц, замещающих госдолжности РФ и ее субъектов, за коррупционные правонарушения — это увольнение в связи с утратой доверия. Так как иных мер ответственности дисциплинарного характера не предусмотрено, Минюст выступил с инициативой дополнить федеральный закон и предусмотреть для вышеназванных лиц такую меру ответственности дисциплинарного характера за коррупционные правонарушения, как предупреждение. Предполагается, что она может выноситься в случае малозначительности совершенного таким лицом деяния, а также если это лицо ранее не подвергалось дисциплинарному взысканию.

Сообщается, что решение о значительности коррупционного правонарушения будет выносить подразделение администрации президента по итогам соответствующей проверки. 

Их текста проекта следует также, что действие этой меры планируется распространить на высокопоставленных чиновников: председателей Верховного и Конституционного судов, генерального прокурора, главу Центральной избирательной комиссии, председателя Банка России, секретаря Совета безопасности, председателя Следственного комитета и бизнес-омбудсмена.

Проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов поддерживает предложение Минюста: «Любая инициатива, связанная с борьбой с коррупцией, безусловно, требует всяческой поддержки, поскольку у нас эта проблема действительно довольно серьезно стоит. С другой стороны, мы все-таки должны приближаться к традиционным общемировым стандартам борьбы с этим явлением. Поэтому, конечно, если проявления малозначительные, то для обычного чиновника достаточно предупреждения, чтобы он изменил свое отношение к проблеме.

Я думаю, что это просто расширит палитру мер, связанных с борьбой с коррупцией и в определенной степени придаст дополнительный стимул к тому, чтобы эта работа продолжалась», — считает он.

«Сейчас в действующем законодательстве есть уголовная ответственность за коррупционные проявления, и соответственно, в Трудовом кодексе есть статья, которая позволяет уволить уличенного в этом виде преступления чиновника с его рабочего места в связи с утратой доверия. Наше законодательство традиционно начинает с самых жестких мер, это в первую очередь, уголовная ответственность, затем, как это предусмотрено Уголовным кодексом, кратное наказание в виде штрафов, ну и если очень серьезные вещи, чиновники по решению суда могут наказываться арестом и изъятием имущества, если оно было приобретено в результате коррупционных действий.

У нас в антикоррупционном законодательстве действительно нет такого формата как предупреждение, поэтому это просто дополнение профилактических мер по противодействию коррупции в виде вынесения такого предупреждения. Оно имеет свои преимущества: решение о нем может быть принято достаточно быстро, и в определенной степени, с точки зрения профилактики, это может предотвратить наступление более серьезных коррупционных последствий — вот смысл этой инициативы», — поделился своими размышлениями Александр Сафонов.

Еще один эксперт, заместитель генерального директора Transparency International Илья Шуманов обратил внимание на то, что в Трудовом кодексе вовсе отсутствует такой вид дисциплинарного взыскания, как предупреждение: «Есть вид дисциплинарного взыскания, которое называется замечание. Вероятно, речь идет об этом», — предположил он.

«Инициативу Минюста я оцениваю как откат в коррупционной реформе по причине расфокусирования ответственности за антикоррупционные нарушения, снижения нижнего порога ответственности за нарушения. На мой взгляд, это произошло из-за попытки правительства Российской Федерации синхронизировать нормы ответственности для высокопоставленных чиновников с обычными чиновниками, поскольку в предложении Минюста сейчас говорится о лицах, замещающих государственные должности, то есть о высокопоставленных чиновниках, для которых сейчас существует только один вид ответственности — это увольнение в связи с утратой доверия за нарушение антикоррупционных запретов и ограничений», — напоминает Шуманов, добавляя, что в случае принятия этого законопроекта возникнет может возникнуть новая форма наказания, факт которого нигде не будет отражен, и к тому же не будет никаких последствий. По его словам, как вид дисциплинарного взыскания замечания является само по себе очень формальным.

Говоря о формулировке, избранной авторами документа, Илья Шуманов напомнил, что Трудовой кодекс РФ был утвержден федеральным законом, и поэтому для введения нового типа ответственности, будет необходимо внести соответствующие поправки в Трудовой кодекс. «У нас есть четкая синхрония с Трудовым кодексом по типу дисциплинарной ответственности, там такого наказания, как предупреждение, вообще нет. Это получается вообще фикция. И даже если они ошиблись, и речь идет о замечании, то соответственно, это является вообще формальным наказанием, которое по сути не является какой-то серьезной санкцией для коррупционера», — полагает эксперт Transparency International.

В целом инициативу он оценивает крайне негативно. Шуманов объяснил это тем, что сейчас чиновники, допустившие нарушение антикоррупционных запретов и ограничений, увольняются с занимаемой должности вне зависимости от типа нарушения, которое они допустили, а когда возникнет альтернатива, то число замечаний будет превышать все возможные пределы, а число увольнений, наоборот, многократно сократится.

Директор Центра технологий госуправления ИПЭИ РАНХиГС Владимир Южаков в беседе с «Полит.ру», напротив, положительно оценил идею Минюста: «С незапамятных времен, когда еще в 2003 году мы готовили в Госдуме проект федерального закона о Кодексе поведения государственных служащих, как раз предполагали, что все правила должны быть в равной степени распространены на всех, в том числе и на всех перечисленных в законопроекте лиц. Поэтому я рад, что это может быть реализовано, по крайней мере в отношении этого вопроса», — высказался г-н Южаков.

«И сама мера, мне кажется правильной. Предупреждение — это всегда хороший инструмент», — считает он.

Блохина Мария
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).