Первый заместитель главы администрации президента Вячеслав Володин на днях встретился с лидерами списков предварительного голосования «Единой России» и поделился с ними советами относительно грядущей избирательной кампании, пишут «Известия».
Так, высокопоставленный чиновник акцентировал внимание на легитимности кампаний и посоветовал кандидатам сосредоточиться именно на этом, отказавшись от использования сомнительных политтехнологий. Он посоветовал вести работу честно, общаться с электоратом, убеждать и не гнаться за процентами, подчеркнув, что особенно важно, чтобы к выборам и их результатам было доверие со стороны населения.
Доцент кафедры государственного управления Института общественных наук РАНХиГС Екатерина Шульман в беседе с «Полит.ру» поделилась мнением об установках власти на грядущие выборы и о том, что на самом деле может повредить их легитимности: «Речь идет о теперь уже регулярно повторяющихся установках высшего политического менеджмента - обращенных, прежде всего, к региональным властям и местным избирательным и партийным структурам - на проведение, как выразилась Элла Памфилова, менее «неприглядной» избирательной кампании, чем кампания 2011 года. Общая цель состоит в том, чтобы не дать возникнуть сомнениям в легитимности выборов, и, соответственно, снизить риски протестов по их завершении», — считает она.
По мнению эксперта, в этот раз власти нацелены на достижение хотя бы внешней легитимности избирательного процесса. «То есть таких протестов, как были в 2011-2012 году, необходимо избежать любой ценой. Простой способ их избежать — это, разумеется, административно-правоохранительный прессинг, но необходимо работать и по второму направлению, а именно по обеспечению хотя бы поверхностного приличия. Это тоже делается, мы видим даже некоторые практические шаги в этом направлении, как то: расформирование барвихинской избирательной комиссии», — напоминает Шульман, добавляя, что и это некий сигнал региональным избирательным комиссиям: так, как можно было работать раньше, сейчас уже нельзя.
«Ради нашего общего блага, хочется надеяться, что речь идет не о политтехнологиях в общепринятом смысле - таких как компрометация конкурентов нехорошими публикациями или разбрасывание листовок, а о прямых нарушениях закона, кокетливо называемых “политтехнологиями”. К таким относятся «карусели», вбросы бюллетеней, регистрация внезапно появившихся новых избирателей по месту выборов, масштабные досрочные голосования. Хочется надеяться, что имеется в виду именно это, потому что это никакие не технологии, а просто противозаконные практики, но если речь идет о легитимности выборов, то легитимность выборов подрывают именно они», — объясняет Екатерина Шульман.
Говоря об основных трендах, характерных для избирательной кампании этого года, Екатерина Шульман высказала мнение, что успех будут иметь те избирательные силы, которые сделают ставку на социально-экономическую повестку. «Те, кто будут слишком энергично размахивать флагом наших внешнеполитических побед, будут скорее раздражать избирателей. Фокус этой избирательной кампании будет на социально-экономических вопросах, потому что очевидно, что это на самом деле волнует людей», — считает эксперт Президентской академии.
Доцент Факультета социальных наук НИУ ВШЭ Алексей Титков объяснил, что под сомнительными технологиями сейчас понимается набор манипуляций, который постоянно на слуху после предыдущей думской кампании 2011 года. «Можно сказать, они стали своего рода символом выборных нарушений и в принципе морально неприемлемыми для очень значительной части избирателей», — говорит эксперт.
Он даже предложил условный хит-парад наиболее распространенных нарушений: во-первых, это уже упомянутые «карусели», то есть подвоз на автобусах и голосование одних и тех же людей на разных участках, во-вторых, это вбросы лишних бюллетеней, Алексей Титков напоминает, что это запомнилось тем, какими ровными стопками лежали в урнах вброшенные бумаги, листок к листку. Также эксперт относит сюда и переписывание итогов протоколов, то есть несовпадение данных из протоколов наблюдателей и итогового протокола, публикующегося в электронной системе. «Прежде всего речь идет о видах нарушений, которые можно обнаружить наглядно и которые выглядят как явное и грубое нарушение закона», — пояснил Титков.
«Относительно того, насколько эти действия будут предприниматься на этих выборах, можно предположить, что по крайней мере Володин и председатель ЦИК Памфилова заинтересованы в том, чтобы такого рода скандалов было меньше. Проблема еще и в том, что это зависит не столько от политической роли кого-то из руководителей, сколько от всей выстроенной системы: то есть оценки работы и поощрения по результатам выборов.
Можно предположить, что система оценки руководителей власти на уровне регионов и на уровне районов, по результатам «Единой России» все равно останется. По крайней мере, в форме ожиданий самих руководителей, которые опасаются, что в какой-то момент про них могут вспомнить, если «Единая Россия» получит результат меньше, чем ожидалось, или меньше, чем другие. И на таких опасениях они могут быть заинтересованы в том, чтобы получить как можно более высокий результат, соответственно, возможно, что административными методами его увеличат», — рассуждает Алексей Титков.
Он напоминает, что уже в 2000-х было видно, насколько плохую в этом смысле роль играет система горизонтальной конкуренции между субъектами федерации и между районами внутри, где «правильная» партия и кандидат получают больше голосов: «Такая система соревнования оказывается разрушительна, и ты никогда не знаешь, на каком результате нужно остановиться, сколько будет достаточно, и поэтому иной раз на всякий случай стремятся обеспечить результат как можно выше. В результате получается поведение, выпадающее из нормальной логики.
Еще на президентских выборах 2004 года был зафиксирован случай, когда одна из избирательных комиссий, где был честный и неоспариваемый результат в 72% за Путина, но комиссия решила сделать результат в 88%, чтобы совсем хорошо отчитаться. В результате было уголовное дело», — говорит Титков.
Эксперт Вышки считает, что на уменьшение стимулов к такого рода нарушениям подействовало решение отказаться от пропорциональной системы выборов и переход к смешанной. По его словам, это уменьшает вероятность нарушений, потому что прежде, когда выборы проходили только по партийным спискам, желательным результатом для «Единой России» было порядка 60%. «Для достижения этих результатов, как правило, не хватало 15-20% и приходилось дотягивать теми способами, которые стали скандально известными в 2011 году. В принципе никакой другой возможности отчитаться о правильном результате не было», — поясняет он.
«Поэтому получалось, что в период между 2007 и 2011 годом, по замерам ВЦИОМа, число людей, которые не доверяют выборам и считают их нечестными, очень выросло. В этом смысле протест 2011 года медленно, но верно подготавливался пропорциональной системой, которая тогда работала. По смешанной системе такие сверхусилия не нужны, потому что основной результат правящая партия планирует получить по одномандатным округам, где у нее наилучшие шансы, и это значит, что по партийным спискам можно будет относительно расслабиться и рассчитывать на меньший результат в процентах», — предполагает Титков.
Говоря о том, какие меры могут повлиять на уменьшение подобных скандальных нарушений на выборах, эксперт ВШЭ выразил уверенность, что все зависит от того, будут ли на этих выборах реальные наказания в массовых масштабах за фальсификацию. «Если, как сейчас, от Володина и Памфиловой будут звучать только декларации о том, что так больше нельзя, но без серьезных санкций и наказаний, то и отношение к таким мерам тоже будет скорее критическое и настороженное и восприниматься это будет как желание создать более приятное впечатление, а не изменить ситуацию решающим образом», — заключает профессор НИУ ВШЭ Алексей Титков.