будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
ЦИК блогосфера выборы интернет
Май 20, 2025
Страна
Блохина Мария

Наутро. 8 июля

Наутро. 8 июля
seti2
Блогосфера. Источник: Фото: blog.kaspersky.ru
 

Центризбирком намерен контролировать соблюдение правил информационного обеспечения в интернете. Проект методических рекомендаций был принят ЦИК в среду, 8 июля, передает ТАСС. Мониторингом интернета и блогосферы будут заниматься избирательные комиссии. Нарушения они будут фиксировать скриншотами, которые затем будут направляться в правоохранительные органы.

Как сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на куратора этого вопроса в ЦИКе Майю Гришину, в новом документе будут прописаны правила, по которым интернет-СМИ должны работать во время выборов. Сообщается, что их деятельность будет регулироваться по аналогии с традиционными СМИ. Тот же принцип будет распространен и на блогеров, которые включены в соответствующий реестр Роскомнадзора, хотя при этом особенно подчеркивается, что ЦИК не уравнивает СМИ и популярных блогеров (суточная аудитория которых составляет от трех тысяч человек).

В отношении остальных сайтов, то есть тех, которые не зарегистрированы в качестве СМИ, а также блогеров, не входящих в реестр, тоже будет сформирована специальная процедура проверок. К тому же, Центризбирком признает, что могут быть спорные моменты. Например, «определенную сложность в квалификации могут иметь случаи, когда распространяемые в интернете и в социальных сетях сообщения или высказывания, имеющие конкретного автора, не содержат прямых призывов голосовать за или против кандидатов, избирательных объединений, однако содержат мнение автора о том или ином кандидате, избирательном объединении», передает издание.

«Газете.ru» Гришина уточнила, каким образом данный комплекс мер коснется интернет-юзеров: «Фактически ЦИК впервые создал такие правила, они будут доступны для всех.  Важный момент — это как работать сетевым изданиям и блогерам. Тут все по закону: они обязаны соблюдать сроки — например, нельзя ничего писать в «день тишины» или в день самих выборов, за 5 дней до выборов запрещены к публикации данные социологических опросов и прогнозы результатов выборов. Кроме того, любой агитационный материал в пользу кого-то из кандидатов в сетевом СМИ или у блогера должен быть оплачен из избирательного фонда кандидата по договору, который нужно предоставить в ЦИК еще до распространения информации в сети», — рассказала она.

По словам Гришиной, на выборах в прошлом году было много нарушений, многие из которых касались именно сроков, и такие публикации были заблокированы Роскомнадзором по решению суда. К тому же, авторы этих материалов были обязаны выплатить штрафы.

Заведующий кафедрой новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ, президент Ассоциации интернет–издателей Иван Засурский считает, что определенная логика в таком намерении есть, однако сама концепция уравнения блогеров и СМИ не до конца проработана. «Я изначально не являлся сторонником идеи того, чтобы блоги приравнивались к СМИ. Но сейчас, после того, как они все же были приравнены, в действиях Центризбиркома есть логика. Если по закону блогеры как СМИ, то и отслеживать их надо так же. Своя бюрократическая логика здесь есть», — говорит он.

«Но есть и жизненный вопрос: многие из блогеров до сих пор не понимают, что их куда-то там зачислили, и они несут какую-то ответственность. Они же просто блогеры, и они не понимают правил, по которым сейчас будут определять, правильно ли они себя ведут или нет. Поэтому я считаю, что если Избирком хоть в какой-то степени всерьез рассчитывает, что блогеры прислушаются к этим рекомендациям и будут в курсе, то надо создать бесплатное общедоступное издание, что они вообще имеют в виду и какого рода запреты это подразумевает. Лучше всего, чтобы это были комиксы», — говорит эксперт. Он поясняет, что это необходимо в силу того, что в российском законодательстве, регулирующем избирательные кампании, есть достаточно неоднозначные и даже «экзотические» меры, о которых далеко не все знают.

«Самый сложный вопрос не в этом, а в том, что делать с людьми, находящимися в другой юрисдикции. Например, если блогер из Израиля пишет о людях, участвующих в выборах, то как Центризбирком будет к этому относиться?» — рассуждает Иван Засурский. По его мнению, в любом случае, это будет иметь достаточно ограниченное действие.

Эксперт считает, что в отношении сайтов, не зарегистрированных в качестве интернет-СМИ, и не столь популярных блогеров, которых также ЦИК собирается проверять, наиболее сложным вопросом является момент оповещения. «Многие из блогеров вообще могут игнорировать СМИ, не обращать внимания на их сообщения и не относиться к ним всерьез. По сути именно оповещение станет главной задачей, и это не тривиальная задача — оповестить всех блогеров о том, какие в их отношении будут действовать требования и ограничения. И эту задачу будет необходимо решить», — заключает он.

Заведующая отделением "Факультет управления проектами и программами", заведующая кафедрой зарубежного регионоведения и международного сотрудничества Института государственной службы и управления РАНХиГС Валентина Комлева считает, что идея хорошая: «Вопросы агитации в интернет практически не урегулированы российским законодательством. Поэтому попытка избиркома навести порядок в этой сфере заслуживает поддержки и может оцениваться только положительно», — говорит она. 

Однако, по ее словам, все же есть ряд серьезных проблем и опасений: «Во-первых, нужна большая сеть специалистов, которые будут следить за агитацией в интернете. Есть серьезные сайты, существующие долгое время. Их легко найти и оценить незаконную агитацию. Но есть ситуативные проекты "под выборы". С ними будет сложнее. Интернет — поле креативных людей. На каждый запрет найдется новое творческое решение», — считает Комлева. Она также замечает, что санкции за нарушение правил агитации должны реально оцениваться нарушителями как значимые и существенные. 

«Во-вторых, электоральная активность интернет-аудитории в России невысока. Эффективность предвыборной агитации, соответственно, тоже. Но это временно. Развитие информационного общества неизбежно смещает коммуникационную активность в интернет. Если мы пойдем по пути развития голосования через интернет (так делают, например, в странах Европы для повышения электоральной активности), то роль интернет-аудитории в результатах голосования будет возрастать. Соответственно и роль агитации в интернет возрастет. Сейчас или позже, но нам все равно  придется принять соответствующие законы», — рассуждает эксперт РАНХиГС. 

«И в-третьих, есть проблема оппозиционных партий. Информационные каналы у оппозиционных партий минимальны и интернет является для них главным источником информирования о своей позиции и деятельности. Устанавливая правила игры на информационном поле,  важно соблюсти интересы всех игроков , а не только лидеров», — считает Валентина Комлева.

«Введение новых правил может лишить оппозицию возможности доносить до избирателей свою позицию. В таких случаях граница между требованием соблюдения закона и цензурой всегда прозрачна. И часто это вопрос политической целесообразности и совести», — резюмирует эксперт академии.

Блохина Мария
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).