На месте катастрофы Ту-154 в Донецкой области Украины обнаружены оба бортовых самописца – вначале параметрический самописец, фиксирующий данные о работе всех узлов и агрегатов самолета, а через 15 минут – речевой, на который записаны переговоры экипажа. Судя по внешнему виду, они находятся в удовлетворительном состоянии. Обработкой самописцев займутся специалисты Межгосударственного авиационного комитета в Москве.
Кроме того, согласно последним данным, спасатели, работающие на месте крушения, нашли тела 130 погибших.
Трагедия произошла во вторник, 22 августа. Самолет Ту-154 авиакомпании «Пулково», следовавший рейсом 612 Анапа–Санкт-Петербург, находясь на высоте три тысячи метров, подал сигнал SOS, после чего пропал с радаров. Обломки нашли в 45 километрах от Донецка. Все находившиеся на борту – 160 пассажиров и десять членов экипажа – погибли.
Среди пассажиров были жители Красноярска, Мурманска, а также граждане Нидерландов. Но большинство – петербуржцы. «133 петербуржца погибли в этой авиакатастрофе, будет подписано распоряжение правительства о выплате компенсации по 100 тыс. рублей за каждого погибшего. Федеральный бюджет также выделит по 100 тысяч, и авиакомпания «Пулково» выделит такую же сумму», – сказала сегодня журналистам губернатор города Валентина Матвиенко.
В Донецк тем временем прибывают родственники погибших в авиакатастрофе. Самостоятельно добрались девять человек. Ожидается еще прибытие самолета, автобуса и поезда из России. Когда все соберутся, их отвезут на место трагедии.
Министр транспорта и связи Украины Николай Рудьковский, возглавивший украинскую правительственную комиссию по расследованию причин катастрофы, сообщил, что перед падением Ту-154 экипаж запрашивал разрешение на изменение курса в связи с грозой. По словам Рудьковского, украинские диспетчеры разрешили самолету пройти в 20 км восточнее от установленного курса. При этом он заявил: «Сейчас трудно говорить о причинах катастрофы, но влияние циклона можно констатировать».
Очевидцы катастрофы говорят, что самолет в последние минуты полета был неуправляем и взорвался от удара об землю, сообщает «Интерфакс». Школьник из поселка Сухая балка Сергей Мельников рассказал, что от гула падающего самолета около 15:00 мск во вторник из домов выбежали практически все жители поселка. «Было видно, что самолет вертится в штопоре вокруг своей оси», – сказал школьник. Он добавил, что самолет взорвался только после столкновения с землей в двух километрах от поселка. Рассказ школьника подтверждает и другой очевидец Геннадий Курасов, пасека которого находилась в нескольких десятках метров от места падения самолета. «Было такое ощущение, что самолет приближался к земле никем не управляемый», – сказал Курасов.
По предварительным данным, самолет мог упасть из-за того, что в него ударила молния, которая вывела из строя электронику, или же он попал в зону сильной турбулентности. Версия теракта названа маловероятной, хотя тоже проверяется. Специалисты считают обстоятельства катастрофы неясными, хотя и допускают, что причиной падения действительно могла стать плохая погода.
Другая возможная версия – человеческий фактор. Директор филиала «Аэронавигация Юга» ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения по РФ» Валерий Горбенко сказал «Интерфаксу», что экипаж самолета Ту-154 еще на территории России был несколько раз предупрежден о грозовом фронте. «Метеобюллетень о грозовом фронте в зоне маршрута пролета самолета был вручен под расписку командиру экипажа перед вылетом из аэропорта Анапа. Кроме того, авиадиспетчеры юга России еще раз предупредили экипаж о грозовом фронте перед тем, как передать слежение за самолетом харьковским авиадиспетчерам», – отметил Горбенко.
В связи с авиакатастрофой президент России Владимир Путин объявил четверг, 24 августа, днем траура. На Украине траурным днем объявлен сегодняшний день, 23 августа.
Отметим, что с начала мая это уже третья крупная авиакатастрофа в России. 3 мая в районе Сочи потерпел катастрофу аэробус А-320 «Армянских авиалиний», погибли все 113 человек, находившихся на борту. Через два месяца, 9 июля, при посадке в аэропорту Иркутска потерпел катастрофу аэробус А-310 авиакомпании «Сибирь». Погибли 124 человека из 203 находившихся на борту.
По данным июльского опроса ВЦИОМ, большинство россиян – 33% – считают авиационный транспорт очень опасным, а наиболее безопасным – железнодорожный транспорт. 82% опрошенных никогда не пользуются авиационным транспортом, которому по непопулярности уступает лишь водный: катерами и теплоходами никогда не пользуются 84%.